Золотухинский район

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Золотухинский район образован в 1929 году и расположен в северной части области, в 40 км от областного центра.

Численность населения составляет 20 057 чел. (2021)

 

Золотухинский район Курской области

Глава – Кожухов Виктор Николаевич
тел. 8 (47151) 2-15-35
Адрес: Золотухинский район, п.Золотухино, ул.Ленина, 18
Сайт zolotuhino46.gosuslugi.ru

Председатель Представительного Собрания Золотухинского района Курской области – Суфранова Валентина Владимировна

 

  • Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47151) 2-13-44
  • Водоснабжение – 8 (47151)2-14-87 (п.Золотухино), 8 (4712) 70-13-19 (по сельсоветам)
  • Газоснабжение – 8 (47151) 2-12-62
  • Теплоснабжения – Курскоблжилкомхоз 8 (47151) 2-10-72 (Золотухино)

 

Пожарно-спасательная часть № 27
Адрес: Золотухинский район, поселок Золотухино, Железнодорожная улица, 82а
тел. 8 (47151) 2-11-01, 2-14-01

 

ОМВД России по Золотухинскому району
Адрес: Золотухинский район, рабочий поселок Золотухино, улица Кирова, 23
тел. 8 (4712) 36-81-51

 

ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ»
Адрес: Золотухинский  район,  поселок Золотухино,  улица  Кирова,  дом  81
Режим работы: понедельник-пятница с 08.00 до 17.00
тел. 8 (47151) 2-12-31

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Коренная пустынь

Мужской монастырь в 30 км от областного центра, в поселке Свобода – один из главных религиозных центров России. Воздвигнут на месте обретения в XIII столетии иконы Богородицы «Знамение». Тысячи паломников приезжают сегодня поклониться этой чудодейственной святыне, а также искупаться в живительных источниках, насладиться живописными окрестными видами.

 

Дом-музей Афанасия Фета в Воробьевке
В своем имении в деревне Воробьевка, на берегу реки Тускарь, Афанасий Фет провел 15 последних лет жизни, лишь изредка выезжая в Москву. Старая и неухоженная усадьба была приобретена им в 1877 году. Впоследствии поэт перестроил и расширил ее, добавив новые кабинеты, бильярдную, библиотеку, гостевые комнаты. А главным украшением поместья был большой парк с вековыми деревьями, он сохранился до наших дней. В центральном доме усадьбы сегодня располагается школа.

 

Мемориальный комплекс «КП Центрального фронта»

Создание мемориала в местечке Свобода приурочили к 30-й годовщине Курской битвы. Именно здесь в 1943 году размещался штаб фронта, и его командующий генерал К. Рокоссовский отдавал приказ войскам о наступлении в период великого сражения. На территории комплекса находится реконструкция блиндажа командующего, его бюст, памятник воину-победителю, стела с упоминанием всех воинских частей, участвовавших в битве, военная техника, фрагменты окопов, исторический музей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

КРАСАВИЦА ЗЛАТА

Давно это было. В одном из золотухинских сел жила-была красавица-рукодельница Злата. Сватался к ней односельчанин Степка, да не люб он ей был. По сердцу пришелся кузнец из соседнего села. С батюшкой она как-то ездила на дальнюю мельницу, а на обратной дороге колесо у них отлетело. Поправил им колесо тамошний кузнец-молодец Артем. Глаза у него васильковые, волосы цвета спелой пшеницы, по лбу тесьмой схвачены; высокий, крепкий да ладный, на слова нежадный. Запал он в душу Златы, да и красавица кузнецу приглянулась.
Однажды, в страдную пору, когда, умаявшись на своих полосках, наши землепашцы спали мертвым сном, налетели на село татары, кого убили, кого в полон взяли. Злату за длинную косу выволокли в одной рубашке из дому, поперек седла бросили, спутав руки-ноги крепкими ремешками. Батюшку, что на подмогу кинулся, на пики подняли; матушку каленою стрелою пронзили. Село сожгли, скот увели, пепел копытами развеяли. Уцелели те, что в лесу схоронились. Самым первым сбежал Степка, даже не подумав супротив врага саблю оголить.
А днем эта горестная весть докатилась до села кузнеца Артема. Вскочил он на коня, перекрестился: «Конь подо мною, Господь надо мною!» – сказал и понесся вскачь от одной деревни к другой, поднимая людей на битву: «Доколе мы, други, будем страдать от ворога поганого?»
Летел с гонцами этот клич до самого града Курска, поднимая по селам, слободкам, хуторам народ честной. Курские воеводы возглавили войска казаков и стрельцов и пошли на татар. Стенка на стенку сошлись они подле села Красная Поляна и бились не на жизнь, а на смерть целый день до глубокой ночи. Сверкал меч кузнеца Артема, как молния архангельская над бесовской ордой, пока не окружили и не сбили его с ног вороги. За всем этим из кустов наблюдал Степка, дожидаючи, чей верх будет, а когда татары в бегство бросились, побросав награбленное, выскочил из схоронки, добра дармового нахватал и Злату прихватил впридачу.
«Моя она тепереча, – наслаждался победой Степка, – кузнеца-разлучника Господь прибрал наконец-то!».
Но как услышала Злата эти речи про своего суженого – кинулась искать на поле бранном своего кузнеца-заступника.
Степка спешился, на мешки с добром лег и посвистывает: «Куда ей, сироте, деться, все одно ко мне приклонится…».
Уже отяжелевшие вороны по дубравам разлетелись, уже ночь звездная пала на поле у Красной Поляны, а Злата все искала своего Артема и нашла его окровавленного, под грудой татарских тел. Долго билась, плакала горькими слезами Злата, а там, где слезы ее падали на тело бездыханное, стали кости срастаться раздробленные; где руки оглаживали любимого – раны затягивались; где уста горячие прикладывались – тело мертвое оживало. Увезла Злата Артема поутру домой, выходила, на ноги поставила, стали они потом жить-поживать да добра наживать. Детки у них пошли сильные, красивые, добрые. Какое семя, такое и племя.
А Степка женился на другой, под стать себе: хитрой и жадной. С тех пор по нашим курским землям да и по соседским губерниям разошлись трудолюбивые, смелые воины – земледельцы от роду-племени Златы с Артемом, злыдни же, ненавистники, трусливое отродье – от Степкиного корня.
А на месте побоища, где верх наши куряне взяли, у села Красная Поляна служивые люди памятник обустроили из пятиметрового дуб-дерева, поверху железом обитого. «Голубец» называется.

 

НАМОЛЕННАЯ ЗЕМЛЯ

Летом 1943 года в Свободе размещался командный пункт и штаб Центрального фронта под командованием Константина Константиновича Рокоссовского. Блиндажей ещё не успели построить, и штаб фронта находился в селе. Все жили в крестьянских домах. На всякий случай возле каждой избы были вырыты в земле щели для укрытия.
Дом, в котором размещался К.К. Рокоссовский, находился у самых ворот, ведущих в монастырский парк. Неподалёку стояла изба, приспособленная под столовую. Командующий ждал шифровальщика с сообщениями, но какая-то сила вывела его из избы, и он быстро пошёл в столовую, где его ждали В.И. Казаков, М.С. Малинин, К.Ф. Телегин и другие. К.К. Рокоссовский по телефону попросил шифровальщика нести депеши прямо в столовую. И только он отдал такое распоряжение, в дом, где он до этого находился, попала бомба и снесла его до основания. Сам Константин Константинович, рассказывая об этом случае, говорил: «На войне всякое бывает». А люди утверждают, что его спасла намоленная веками земля, как в тот же день спасла она и генерала Г.Н. Орла. Увидев фашистские самолёты, он выбежал из дома и спрятался в щель, но потом снова вернулся в дом. А в это время бомба угодила точнёхонько в ту щель, где только что находился генерал.
– Как вы догадались уйти из укрытия? – спросили его.
– Уж очень там было тесно и холодно, – ответил генерал. – Мне показалось, будто я в могиле и её сейчас зароют. Плюнул я и вылез. Если уж погибать, так лучше в доме.
Перенести КП в безопасное место не смогли, обстановка усложнялась. И тогда под руководством начальника штаба М.С. Малинина и начальника инженерной службы А.И. Прошлякова именно здесь, на опасной высотке, построили укреплённый блиндаж, который показывают сегодня всем экскурсантам.
Так намоленная веками монастырская земля спасла своих защитников.

 

АФАНАСИЙ ФЕТ

Барин в Воробьёвке был хороший хозяин. Когда купил имение, первым делом не только дом обустроил, но разбил огромный парк – везде дорожки были, скамейки, много цветов. А саженцы деревьев, говорят, он со всей страны привозил. Рядом с барским домом был пруд. Барин всё дно его дубом выстелил. Это была купальня для барской семьи и его гостей. И вода там всегда была чистая. На праздник молодые девушки на поляне у пруда водили хороводы, пели. Барин выставлял мужикам бочку вина, а девушек одаривал деньгами и конфетами. Бочку вина для воробьёвских крестьян и дворовых барин выставлял не только по праздникам, но и в каждый свой приезд.
В парке у барина был колодец. Он весь оброс внутри мхом и тиной. Но вода в нём была удивительно чистой. Поэтому его называли «лечебным» – верили в исцеляющею силу его воды не только знахари, но и все жители Воробьевки. Даже барин пил воду только из этого колодца. Теперь там только ручей, но воду там берут. Говорят, что она особенно целебна для зрения, излечивает глазные болезни.
У барина Афанасия Афанасьевича был большой парк на восемнадцати десятинах. Он разъезжал по его дорожкам на маленькой бричке, в которую запрягали ослика. Осликов у барина было два, и, рассказывают, самого упрямого из них барин назвал Некрасовым. Случилось это после очередной ссоры барина с поэтом.

 

КУЛИЧИХА

В селе Казанском в конце XIX века жила барыня Куличиха (Анастасия Николаевна Куликовская). Имение её славилось огромным вишнёвым садом. Он давал ей немалый доход, и барыня постоянно заботилась о нём.
Анастасия Николаевна была вдовой, и когда к ней частенько стал заезжать теребужский барин Оржельский, все заговорили об их якобы бурном романе.
А сближала их великая любовь к садоводству.
К.Ф. Оржельский был известным в ту пору учёным-садоводом и радел не только о собственном имении и о саде вдовы Куликовской, а о всей России У себя в усадьбе в Теребуже он открыл «практическую школу садоводства», заложил на свои средства промышленный питомник. Его школа до революции успела сделать семь выпусков садоводов. По рассказам старожилов, барин Оржельский был весьма образованным, умным и дальновидным человеком. И не только в вопросах садоводства. Почувствовав приближение революции, он продал своё имение некому Отрыганьеву, у которого его конфисковали в период революции.
Усадьбе К.Ф. Оржельского с богатой оранжереей повезло, она не была разобрана на кирпичи, как сотни других. В здании разместили милицию, потом – волостной исполнительный комитет, позднее – школу. В годы Великой Отечественной войны в поместье был размещён госпиталь. Но сейчас здание заброшено, постепенно ветшает и растаскивается, а могло бы стать музейным усадебным комплексом.

 

ОБРЕТЕНИЕ ИКОНЫ «ЗНАМЕНИЕ» ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Говорят, икону нашли в тринадцатом веке рыльчане, охотившиеся в этих местах. Семьсот лет назад практически вся территория Курского края была покрыта дремучими зарослями.
Охотники заметили в глубине леса свечение. Поехали туда посмотреть. И нашли у корней дуба икону. А когда они её подняли, из-под иконы забил источник.
Охотники решили перевезти чудесно обретённую икону в Рыльск. За ней приехали торжественно, со священником, и увезли. А наутро икона из Рыльска пропала. Послали гонцов на поиски, а потом догадались люди, где её искать, и поехали на место, где икона была явлена. И она, действительно, чудесным образом вернулась на место своего обретения.
Икону решили перевезти ещё раз. Теперь по реке. Раньше Тускарь судоходной была – это сейчас, что называется, воробью по колено. И поплыли они с иконой по реке в Рыльск. Но поднялась буря: ветер страшный, какого здесь никогда не было, волны высокие.
Догадались люди, что не хочет Богородица, чтобы увозили её от дуба. И вернулись. Сразу буря стихла. А на том месте, где икону нашли, потом часовню построили.
Было это в XIII веке. Курск был разорён и сожжён татарами. Их полчища приближались к святому месту обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. На корнях дерева, у которого была обретена икона, стояла часовенка. В ней служил молебны рыльский поп Боголюб. Татары сожгли часовню, полонили священника, а икону рассекли пополам и разбросали в разные стороны.
Позднее русское посольство выкупило у крымского хана иерея Боголюба. Он вернулся к святому дереву и долго молился со слезами Господу. Утром начал поиски чудотворной иконы. Целый день бродил по лесам и, когда отчаялся найти, увидел светящийся куст высокой травы, где и нашёл половинку иконы. Долго плакал над ней и молился Пресвятой Богородице, винил себя, что не уберёг святыню. Поклялся найти вторую половину Святого образа.
И действительно, пройдя чуть больше версты, он снова увидел светящийся куст высокой травы, где и нашёл вторую половинку иконы. Сложил их вместе, и на его глазах свершилось чудо – срослась икона, явилась цельной, как и прежде.
Там, где была найдена первая половинка Святого образа, позднее воздвигли храм Рождества Пресвятой Богородицы, а там, где свершилось чудо обретения цельности поруганной иконы, построили храм во имя святых Иоакима и Анны в селе Долгое.
В конце XVI века слава о чудотворной силе, исходящей от Коренной иконы Божией Матери «Знамение», распространилась по всей Руси. Царь Фёдор Иоаннович повелел привести её в Москву для воздания ей подобающих почестей. Встретят икону торжественно – сам царь вместе с патриархом Иовом вышли навстречу. Позднее царь прикажет сделать для иконы кипарисовый оклад, украсить серебряным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а после торжественных проводов иконы в Коренную пустынь велит выстроить на месте часовни мужской монастырь Рождества Богородицы.
Во времена смуты икону снова отвезут в Москву, и только в 1613 году царь Михаил Фёдорович Романов, украсив золотым окладом, «отпустит» её в Курск крестным ходом на новое место пребывания – в Знаменский монастырь. Там чудотворная икона будет находиться почти три века и не раз поможет русскому

 

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Перед войной в Свободе Золотухинского района видели идущую по небу Богородицу. Будто бы идет Она, голову склонила и плачет. Говорят, что вся деревня ее видела. Старики сказали, что не к добру Богородица слезы льет, хочет народ упредить о надвигающейся беде. А через несколько дней объявили, что война с Германией началась.
В первые годы Великой Отечественной войны жители Золотухинского района собрали всю драгоценную утварь святых храмов, включая иконы, и опустили в колодец, чтобы немцам не досталось. Колодец закидали камнями, землей, плитами, так что теперь никто и достать не сможет. По словам бабы Тани, некоторые пытались достать эти ценности, но так и не смогли.