Железногорский район

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Железногорский район с центром в городе Железногорске был образован 12 января 1965 года  в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Административным центром района  является  город Железногорск. По состоянию на 01.01.2022г. на территории района проживает 14,9 тыс. человек.

 

Железногорский район Курской области

Глава – Фролков Александр Дмитриевич
тел. 8 (47148) 4-16-33
Адрес: г.Железногорск, ул.Ленина, д.52
Сайт zhel.rkursk.ru

Председатель Представительного Собрания Железногорского района – Пантюхов Владимир Владимирович

 

  • Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47148) 2-11-51
  • Водоснабжение – 8 (47148) 5-44-45
  • Газоснабжение – 8 (47148) 7-32-90
  • Теплоснабжения – 8 (47148) 5-66-65, 5-66-67
  • Электроснабжения – 8-800-220-02-20

 

Пожарная часть-49 Железногорского района  ОКУ «ППС Курской области»
Адрес: Железногорский район, сл.Михайловка, ур.Прудки
тел. 8 (47148) 5-18-49

 

Отделение полиции по Обслуживанию Железногорского района МО МВД «Железногорский»
Адрес: Железногорский район, сл. Михайловка, ул.Строительная 1
тел. 8 (47148) 7-34-02

 

ОБУЗ «Железногорская ЦРБ»
Адрес: Железногорский район, сл. Михайловка, Больничный пер 1
тел. 8 (47148) 5-43-84

Участковые врачи-терапевты:
Режим работы: понедельник-пятница с 8:00 до 15:12

  • Кузютин Дмитрий Николаевич
  • Константинова Алина Константиновна
  • Захарова Оксана Николаевна
  • Ткачева Анастасия Александровна

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Курская магнитная аномалия

В недрах Курской магнитной аномалии, площадью 160 тысяч км2, добывается половина всех запасов железной руды на планете. Михайловское месторождение в Железногорском районе начали разрабатывать во второй половине XX века. Глубина карьера – 380 м, добываемую породу вывозят наверх огромными самосвалами и платформами по железной дороге. Весь процесс можно наблюдать со смотровой площадки. Дальше руду везут на расположенный поблизости обогатительный комбинат.

 

Мемориальный комплекс «Большой Дуб»

Создан мемориальный комплекс в 1975 году на месте бывшего поселка с названием Большой Дуб, который был полностью уничтожен фашистами в 1942 году. На территории мемориала находится 13-метровая скульптура в память о жертвах трагедии, захоронения с останками казненных жителей Большого дуба и двух соседних деревень, братские могилы солдат, деревянные срубы на месте сожженных домов, музей. По всем погибшим неустанно звонит колокол.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

ПОНАШЕВКА

Более 300 лет назад появилась на речке Понашевка деревня с таким же названием. Откуда взялось это название – неизвестно, но старожилы сказывали, что когда-то в этих местах жила красавица, которую полюбили два родных брата. Девушка между соперниками сделать выбор не смогла, и братья решили сами выяснить, кому достанется красавица. Вышли они на берег реки и начали поединок, дело дошло до ножей. Чем закончился спор братьев – неизвестно, но место это стали звать «поножовкой» или, как говорят в народе, «понашевкой».
В начале XVIII века деревня Понашевка была переименована. С этим связана ещё одна трагическая история. Пётр I всегда щедро награждал своих приближённых за успехи в военных кампаниях. Когда после войны со шведами он спросил своего сподвижника генерала-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева, что бы тот хотел получить за военную службу, Шереметьев ответил: «Земельки бы…». Разумеется, фельдмаршал получил желаемое. Граф не раз бывал в наших краях и уже облюбовал несколько поселений. Ему были подарены Алексеевка, Борисовка (названа в честь самого Бориса Петровича) и Понашевка, населённая по большей части малороссами и беглыми крестьянами. В это время единственный сын Шереметьева Михаил был в турецком плену. Будучи генерал-майором и дипломатом, Михаил Шереметьев с 1711 года был «гарантом» Прутского мира и заложником у турок и в любой момент мог быть казнён. Борис Петрович тяжело переживал за судьбу сына, не раз просил разрешения у Петра I отпустить его на постриг в Киево-Печерскую лавру. Но царь, понимая, что древний род может прерваться, велел графу ещё раз жениться и подыскал ему невесту – 26-летнюю вдову красавицу Анну Нарышкину.
После свадебных торжеств Шереметьев отправился на Украину, с заездом в свои южные вотчины.
Тогда-то, проезжая Понашевку, он и нарёк её Михайловкой – в честь находившегося в плену наследника. Лишь в 1712 году, после выполнения Россией условий договора (Азов был возвращён туркам), заложники были выпущены из подвалов. Но Михаил так и не побывал в своём будущем имении, его подорванное здоровье не выдержало. Он умер по пути домой. После смерти Михаила имение перешло к его брату Петру, родившемуся в браке с Нарышкиной.

 

О САМОЗВАНЦАХ

Говорят, что курская земля сама как нельзя лучше подходила для «воровских людей», разбойников. Глушь, леса и огромное количество оврагов, яров, лесистых отлогов. И «гнездились» здесь не только воровские люди, но и самозванцы.
Так, например, в конце XVIII века Григорий Кремнев, подобно Пугачеву, называл себя государем Петром III. Когда его поймали, то возили по всем селам губернии и били плетьми. Старики рассказывают, что на груди у него висела доска с надписью: «беглый и самозванец». На лбу у него выжгли Б.С. и сослали на каторгу в Нерчинский округ.
Но и году не прошло, как в Курской губернии появился новый самозванец – Петр Чернышев. «Этот из солдат был», – вспоминают в его родном селе Купанки.
В самозванца Чернышева уверовали тогда многие люди, даже священники упоминали его на ектениях. Говорят, что некоторые церковнослужители сами частенько примыкали к разбойникам, занимались этой «потехою».

 

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КОНЕЗАВОД

Рассказывают, что Александровскому конезаводу положил начало Алексей Григорьевич Орлов, тот самый, который вместе с братом помог занять престол Екатерине II. В награду он получил титул графа и 120 тысяч десятин земли в Воронежской губернии.
После войны с Турцией он пригнал небольшой табун арабских лошадей и создал два конезавода: Черкменский на одной стороне реки Битюг и более крупный в селе Хреновом. После смерти графа в начале XIX века его дочь поставила управляющим Хреновского конезавода своего крепостного – человека талантливого, знающего толк в зоотехнике – Василия Ивановича Шишкина. Он продолжил работу, начатую А.Г. Орловым, по созданию знаменитой породы. Говорят, что за заслуги в деле разведения племенных рысаков сам царь Александр I дал крепостному В.И. Шишкину вольную. Получил он и денежное вознаграждение от графини, что позволило ему завести свой конезаводик на хуторе Лавинникова.
В преклонном возрасте он распродал всех своих лошадей воронежским конезаводчикам Тулинову и Охотникову. Конезаводчик В.П. Охотников владел в Курской губернии несколькими имениями. В селе Алексеевка у него был свой конепитомник.
После В.П. Охотникова дело конезаводства на Алексеевском зоопитомнике продолжит его племянник Владимир Николаевич Охотников, к тому времени уже крупный землевладелец.
В нашей округе было немало помещиков, занимавшихся разведением лошадей, но на ярмарке в большой цене всегда были рысаки орловской породы, за которыми приезжали покупатели из Германии, Австрии, Франции, Голландии и других стран. Орловские рысаки ценились не только как беговые лошади, но и как улучшатели породы.

 

ГНАНЬСКИЕ ИСТОРИИ

Село Гнань – одно из самых старых поселений не только в Железногорском районе, но и в Курской области. За его околицей находятся курганы и остатки языческого капища. Само село названо так потому, что русские на этом месте нагнали и разбили татарский отряд. В 1628 году по указу царя Михаила Федоровича Романова здесь, в Гнани, была поставлена пограничная сторожа.
И уже в те далекие от нас века в Гнанском лесу, неподалеку от села, был известный всей округе святой источник Николая Угодника. Около колодезя с чи стейшей водой, называемого в народе «криницей», в конце XVI века местным жителям явился чудотворный образ святого. Позднее сюда из Николаевской церкви и из храмов села Михайловки совершался крестный ход, на престольный праздник (Николу зимнего – 19 декабря и Николу летнего – 22 мая) устраивались народные гуляния.
Вода в источнике считалась целительной. Рядом с «криницей» были сооружены часовня и водоем, в котором в любое время года можно было совершить омовение, исцелиться от многих хворей.
В другой части Гнанского леса есть лощина, о которой в селе рассказывают множество историй. Пастухи жалуются, что скотина в этой лощине становится беспокойной, бросается в разные стороны с ревом. Жительница села Михайловка Анна Ивановна Просина рассказывала, как шла она однажды поздним вечером из Гнани домой. По обычаю местных жителей, пошла более коротким путем – через лощину, чтобы потом отдохнуть у святого колодца. Вдруг видит в лощине свет. Исходил он не от свечи, не от фонаря, а как будто лунное сияние разливалось. Женщина испугалась, не могла и шагу ступить. На небольшой лужайке у входа в лощину сидели люди со страшными лицами, одетые в шкуры, а рядом с ними – седой, благообразный старичок. Это от него шло сияние! Дикари играли со старичком в кости. Анна боялась, что дикари сейчас набросятся на нее. Но старичок обратил к ней свой лик – и она узнала Николая Угодника. Он улыбнулся женщине и сделал ей знак рукой – мол, не бойся, проходи.
И она, чувствуя, что страх покидает ее, пошла восвояси.
Эта лесная лощина идет к дороге от языческого капища, где славяне приносили жертвы своим богам. Вот так и соседствуют рядом православное христианство и язычество, и на этом пограничье происходят разные чудеса.