КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Суджанский район образован 30 июля 1928 года с центром в г.Суджа. Первоначально входил в состав Льговского округа Центрально-Чернозёмной области. В 1934 году вошел в состав вновь образованной Курской области.
Численность населения – 25 913 чел. (2021)
Суджанский район Курской области
Глава – Богачёв Александр Михайлович
тел. 8 (47143) 2-15-35
Адрес: Суджанский район, г.Суджа, ул.Ленина, 3
Сайт суджанский-район.рф
Заместитель Председателя Представительного Собрания Суджанского района – Сластенов Николай Михайлович
- Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47143) 2-22-71, 8-920-262-01-12
- Водоснабжение – МУП ВКХ г. Суджа – 8 (47143) 2-23-87, МУП «Коммунальное хозяйство «Суджанский район» – 8 951 072 78 44, МУП ВЖКХ с. Замостье -2-49-45
- Газоснабжение – 8 (47143) 2-28-90
- Теплоснабжения – МУП КЭТС г. Суджа – 8 (47143) 2-25-3
- Электроснабжения – Суджанский РЭС (Россети Центр) – 8-800-220-0-220, КЭС (Суджанский энергоучасток) – 8-930-857-80-52
Пожарная часть №42 Суджанского района
Адрес: Суджанский район, г.Суджа, ул.Р.Люксембург, д.15
тел. 8 (47143) 2-18-31
ОМВД России по Суджанскому району
Адрес: Суджанский район, г.Суджа, ул. Р.Люксембург, д.34
тел. 8 (47143) 2-12-02
ОБУЗ «Суджанская ЦРБ»
Адрес: Суджанский район, сл.Гончаровка, ул.Больничная, д.1
Режим работы: понедельник-пятница с 08.00 до 17.00, суббота с 09.00 до 14.00
тел. 8 (47143) 2-18-77
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
СУДЖА
Во время татаро-монгольского владычества на месте города было становище, где сидел сборщик дани – Суджик. У него была охрана и около сотни ездовых лошадей. Крестьяне, возмущенные непомерными поборами, подняли бунт и перебили охрану Суджика, а его решили повесить.
Но Суджик сбежал и спрятался в ближайшем сарае. Залез в бочку, и его поначалу никто не заметил. Тогда бунтовщики начали подворный обход. Чуя погибель, ханский наместник покинул свое убежище, вскочил на коня и направился к мосту, чтобы выбраться и выпросить у курского баскака помощь и защиту.
Мост охранялся бунтовщиками. Они схватили Суджика, но он вырвался и бросился к реке. Суджик не заметил, что конь его ранен, и на середине реки они оба скрылись под водой. Место, где утонул ханский наместник, и татарское становище люди стали называть Суджиком, а построенный город – Суджой.
Есть мнение, что город Суджа был основан в 1664 году, на месте татарского становища и имел важное стратегическое значение в войнах с Польшей и крымскими татарами. Город в основном заселен украинцами. Казаки переселялись сюда полками и основывали слободы. Название города произошло от реки Суджда. От тюркских слов «су» – вода и «джа» – болотистое место.
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» И СЕЛО ГОРНАЛЬ
Старожилы села Горналь рассказывают, что недалеко от их села располагалось имение сестры Ф.М. Достоевского. Писатель очень любил эти места, часто бывал в обители. Есть мнение, что в романе «Братья Карамазовы» Федор ский изобразил не Оптину Пустынь, как принято считать, а именно монастырь на Фагоре, так как в момент написания романа писатель находился в имении сестры.
ДОБРЫЙ БАРИН
Один очень бедный гончар, живший в Суджанском уезде, вез на продажу гончарную посуду. И как на грех поломалось колесо в телеге. Стал он на дороге и не знает, что делать.
В этот момент проезжал мимо помещик Коленский, известный не только как член Государственной думы, но и как любитель различных веселых розыгрышей. Посмотрел он на бедного гончара и говорит:
– Сколько у тебя один горшок стоит? Даю тебе 10 рублей и возьму у тебя столько горшков, сколько влезет в мешок.
Гончар согласился. А барин взял трость и стал бить горшки и заставил гончара складывать черепки в мешок. Так он разбил всю посуду, что была в телеге. Заплакал гончар от такой продажи. А барин ударил его тощую кобылу тростью да и говорит: «На тебе еще 10 рублей да купи себе хорошую лошадь». Мужик решил не брать деньги, но потом передумал и взял бумажку. А Коленский тем временем уехал. Посмотрел гончар, а в руках у него бумажка в 100 рублей.
С тех пор гончар купил лошадь, поставил новый дом, горн сложил новый, разбогател, и дела у него пошли веселей.
ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ МОСТ
Многие жители Суджанского района хорошо знают о том, что мост через реку Суджу в сторону пригородной слободы Замостье был сооружен в год Полтавской битвы. По нему переправились регулярные части петровского войска под командованием фельдмаршала Шереметева. Это было деревянное сооружение, построенное с одной целью: переправить солдат, обозы с оружием и провиантом на левый берег реки. Но служил он мирным жителям Суджанской волости не один десяток лет, и до конца прошлого столетия он назывался Шереметевским. Ясно, что за двести лет переправа через реку не раз менялась, но, если она строилась на том самом месте, где забивали сваи солдаты Петра, то название сохранялось.
Окруженная крепостными стенами Суджа сыграла большую роль в усмирении казачьих волнений и в борьбе с крымскими татарами. Крепость пригодилась и в 1709 году, а построенный на скорую руку деревянный Шереметевский мост надолго остался в памяти народной.
После победы под Полтавой и продвижения южных границ России к Черному морю крепость в Судже была упразднена. А уютный зеленый городок через несколько десятилетий стал административным центром крупного уезда.
КАК ЗМЕЙ НА ОГНЕННОМ ШАРЕ ЛЕТАЛ
Повадился как-то Змей на огненном шаре над Гончарной Горой летать да присматриваться, есть ли в слободе красивые девушки, чтобы их с пути истинного совратить. Прилетит Змей к какому-нибудь знакомому мужику, что с нечистой силой знается, оборотится у него во дворе в красивого парубка да и пойдет выискивать самую красивую девушку, у какой нет еще парня. Завлекает ее подарками, красивыми россказнями о своей любви. А как добьется своего и поцелует девушку, так сразу ее бросает. Девушка начинает сохнуть по милом дружке, везде он ей мерещится. Все мысли и думы заняты им.
Так продолжается, пока она не заболеет, исхудает и умрет. Именно это и нужно злому Змею, чтобы весь род людской на земле перевести.
Как-то раз присмотрел он молоденькую дочку гончара и стал придумывать, как ее заманить. Оборотился он в красивого молодого солдата да и стал на постой у своего знакомого ведьмака. А девушка эта нравилась кузнецу. Робкий он был и все не смел дивчине в любви признаться. Нужно сказать, что и девушке он был по душе. Увидит она, как он ловко подковы гнет и как расступаются перед ним парни на улице, так и защемит у нее сердечко. А мать ругается: зачем тебе он, по годам тебя старше, вон сын печника – такой ладный хлопец.
В это время Змей появился в образе солдата и стал девушке предлагать купить у него красивый платок. Хоть и не было у нее денег, а все равно стала она платок разглядывать. А Змей хитрый увидел, что платок понравился, и говорит ей: «Подарю его тебе, милая, если поцелую тебя один раз. Не сахарная, не растаешь, а платок тебе достанется». Отказываться она стала, но солдат все-таки уговорил ее, и пошли они по стежке за клуню целоваться. А тут кузнец как раз стоял да за дочкой гончара наблюдал. Разозлился он, увидев ее с солдатом, хотел уйти: вот кого она любит! А солдат с дивчиной прямо к его схоронке идут. Встретились, друг на друга смотрят, а кузнец перекрестился да как двинет кулаком Змея… Тот на три сажени отлетел. Закружился Змей и решил превратить кузнеца в мышь.
А кузнец, после того как осенил себя крестом, увидел Змея в истинном его виде. Понял это Змей и решил убить кузнеца. Превратился он из солдата в змея. Девушка испугалась и стала кричать. На крик дочки прибежал гончар и бросился на подмогу кузнецу. Стали они вдвоем со Змеем сражаться. Дыхнул Змей огненным пламенем на кузнеца, а гончар в его пасть кусок глины бросил.
Застряла глина в горле Змея. А кузнец изловчился, схватил Змея, поднял его да и ударил о землю-матушку. Понял Змей, что не победить ему кузнеца с гончаром.
Превратился он в огненный шар и улетел на небо. С тех пор стал Змей Гончарную Гору стороной облетать да в других селах и слободах себе девиц искать. А кузнец посватался к дочке гончара. Не посмел гончар отказать такому парню. И сыграли они свадьбу. С тех пор гончары и кузнецы стали родниться: цеховым мастерам разрешалось выдавать своих дочек за кузнецов, а кузнецам – свататься к дочкам гончаров и наоборот.
КУЛИК
У местечка Холодный Яр, расположенного недалеко от Суджи, дурная слава. До сих пор некоторые суеверные люди обходят его стороной и без надобности в лес не заходят. По легенде именно здесь около яра стоял дуб знаменитого Соловья–разбойника.
До сих пор рассказывают историю о пастухе. Мужчина загнал стадо в Холодный Яр и сгинул. Больше никто его не видел. Рядом с лесом находятся деревни. Часто коровы и козы пасутся около яра. Но стоит им зайти в лесок – пропадают бесследно.
На этом месте и обосновался разбойник Кулик. Он был дворянином, но, обидевшись на что-то, бросил имение и сколотил банду. Говорят, что действовал он с размахом: его шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом стояла под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым.
Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины Потемкину. Скрыть этого власти не смогли, и вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя разбойников: по одной – он погиб в бою, по другой – его поймали и колесовали, по третьей – четвертовали. А клады его до сих пор лежат в земле.
ЗОЛОТАЯ КАРЕТА
Проходила через здешние места дорога от Суджи к столице. Вокруг дороги тянулись леса, и частенько проезжающих по этой дороге грабили разбойники. Все ценности они прятали в лесах и оврагах, которых в этой местности предостаточно. Сам лес так и назывался – Покранец («похоронить» краденое).
Узнали разбойники, что австрийский император Иосиф II послал Екатерине II множество богатых даров, в том числе и золотую карету. И решили они ограбить императорский обоз. Для этой цели приехал сюда атаман курских разбойников Кудеяр. После удачного ограбления добычу спрятали в лесу Покранец, закопав все в овраге.
Разгневалась Екатерина и послала в Тарасово регулярные войска. Кудеяра выследили, схватили вместе с его шайкой и казнили на площади в Судже. Леса вдоль дороги повырубили, чтобы разбойникам прятаться было негде.
С течением времени лес Покранец стал произноситься как Капранец. Разбойничать лихие люди на дороге перестали, а вот золотую карету так и не смогли найти.
КРЕСТ НА ШЛЯХЕ САГАЙДАЧНОМ
В давние времена от Суджи до Мирополья проходил старинный шлях – Сагайдачный. Вдоль шляха в лесу обосновались разбойники и грабили всех проезжающих на ярмарку.
Один купец повез в Мирополье богатый товар: кузнечные изделия, полотно, кожу, зерно. Удачно продав все, он не стал дожидаться остальных попутчиков и выехал в Суджу. Ночь застала его на шляху Сагайдачном. Как и следовало ожидать, у развилки дорог на него напали разбойники. Купец не растерялся и оказал сопротивление. Все сопровождавшие его люди погибли, убито было немало и разбойников. Раненый купец изловчился, вскочил на коня и погнал что есть мочи в сторону Суджи. Коня он загнал и несколько верст шел пешком.
Когда добрался домой, то сутки лежал без памяти. Через день он собрал людей и поехал с ними хоронить убиенных товарищей. Над их могилой насыпали высокий курган и поставили дубовый крест. Это место на развилке дорог и сейчас называют Крестом. Неподалеку кто-то нашел родник и выкопал колодец. И редкий путник не остановится здесь, чтобы отдохнуть, попить водицы и помолиться о погибших от руки разбойников людях.
Узнали как-то разбойники, что по шляху будет ехать богатый купец с серебром и золотом. Долго караулили его и захватили купеческий обоз. Купец отдал разбойникам все без утайки и просил отпустить всех подобру-поздорову. Но разбойники были пьяны и неумолимы. Они перебили всех сопровождающих купца людей, а его самого привязали к дереву и долго истязали, бросая в него острые ножи, как в мишень.
Утром атаман пошел посмотреть на убитого купца и по кресту на его груди узнал в нем своего родного брата, с которым был разлучен с детства. Долго плакал атаман, ведь все эти годы он пытался разыскать брата. И вот встретились…
Атаман приказал разбойникам похоронить брата по христианскому обычаю, не взяв ни монеты. Все золото и серебро он закопал вместе с убитым. Говорят, что на сокровища он наложил страшное заклятие, поэтому никто и не пытался его искать. Над могилой купца насыпали высокий курган и поставили дубовый крест. С тех пор прошло немало времени. Когда крест подгнивал – ставили на этом месте новый. При строительстве дороги между Гуево и Суджой курган срыли, а крест стоит на прежнем месте.
ВОРОНОЕ ОЗЕРО
С незапамятных времен в селе Горналь стоял большой монастырь. Когда после революции на верующих начались гонения, монахи собрали все золотые вещи, уложили в бочку, засмолили ее и опустили в Вороное озеро. Перед тем как опустить, бочку закляли молитвой, чтобы она никому не досталась. Но, говорят, если в ночь на Пасху прийти на берег Вороного озера, то можно увидеть, как в свете луны на глади воды всплывает бочка. Она плавает, приближаясь то к одному берегу, то к другому.
Ходили слухи о том, что охотники, желающие добыть золото, пытались вытащить бочку, но никто из них домой не возвращался. Не давалась бочка в руки, а только приносила несчастье тем, кто пытался её достать. Утверждали, что за бочкой будут охотиться многие: 200 человек погибнут, пытаясь добыть её, и только 201-й в пасхальную ночь сможет её вытащить. Но это будет человек, не имеющий грехов, сильный, смелый. Тот, кому Бог поможет в этом деле.
ДРЕВНЕЕ ЗАХОРОНЕНИЕ
Было это почти сто лет назад. Один местный житель в верховьях реки Суджи колол и грузил в телегу камни. От тяжелого груза телега слегка просела, а потом с грохотом вместе с лошадью провалилась под землю. На поверхности оставалась лишь голова лошади. Мужик испугался, позвал односельчан. Лошадь с телегой вытащили, а образовавшийся в земле проем долго служил местом игр крестьянских ребятишек.
Но однажды дети заметили какие-то блестки. Принесли лопату и стали копать уже утрамбованное днище ямы.
«Блестками» оказались множество золотых украшений: нашейные гривны, кольца, браслеты. Привлекла внимание ребят и хорошо сохранившаяся серебряная ваза причудливой формы с выпуклым барельефом.
О находке сообщили в Суджу и Москву. Приехавшие археологи объяснили, что это не клад, а древнее захоронение V века.
ГОНЧАРНАЯ ГОРА
В давние времена, когда на Гончарной горе появились первые поселенцы, через эти места стали ходить паломники. Они держали путь в Киев, Иерусалим и обратно, останавливаясь здесь на ночлег. Однажды в благодарность за гостеприимство они оставили глиняные сосуды, которые несли из Иерусалима, и сказали: «В этих местах много гончарной глины, делайте сосуды по принесенным нами образцам и будете жить сытно и вольно. И много появится здесь мастеров, из-делия которых будут славиться во всей округе, а их мастерство и искусство переживут века».
С их благословения на горе поселилось много гончаров. В середине XVII века три поселения – Гончарная Гора, хутора Бардаковский и Топлюйский – были объединены в слободу Гончаровку. Возник промысел, известный всей России. В горшках из Гончаровки любая еда была вкусна, и их охотно покупали на базарах и ярмарках.
Глину добывали в Горнальских горах с благословения монахов. Рыли шахты глубиной 10–15 метров – до глиняного пласта – и разрабатывали туннели в разные стороны на двадцать, а то и на тридцать метров в длину. «Покуда солнце свитэ, горшки тут робыть будэм», – говорили в Гончаровке.
Имели гончары свой устав – не брали учеников со стороны. Мастерство передавали только по наследству. Жили цехами и имели свои обряды посвящения в мастера и проводов в последний путь. Когда гончар умирал, ему в гроб ставили горшок, сделанный его руками.
НАПЕЙСЯ И НЕ ОБЛЕЙСЯ
Жил в одном селе Суджанского уезда гончар. Был он крепостным у местного помещика. Однажды у барина был большой праздник – именины. Собралось много гостей: и знатных, и для хозяина важных. В разгар праздничного застолья пришел к барину гончар и принес ему подарок. Слуги не хотели пускать гончара к гостям, но мастер смог убедить их, и его пропустили. В подарок барину гончар изготовил дивный кухлик(*) с секретом: «Напейся и не облейся».
Подарок оказался кстати, гости заметно стали скучать, а тут такое развлечение. Угодил гончар своему господину и его гостям. Барин решил отблагодарить мастера и спросил у гончара, какую награду тот хочет. Мастер не растерялся и попросил у барина вольную, чтобы переселиться на Гончарную Гору, где жили ремесленники. Барину хотелось показать свою щедрость. Да и гости поддержали желание просвещенного барина.
Так гончар получил в тот вечер вольную, а барин, говорят, пожалел о том, что, не подумав, лишился талантливого мастера.
ПРО ТО, КАК ГОНЧАР КАРНАУШЕНКО МАСТЕРОВ УГОЩАЛ
Жил в слободе гончар Карнаушенко. Талантливый был мастер, его даже в Москву посылали учиться. Прошло время, вернулся он в свою Гончаровку, а соседи и давай к нему в гости проситься. Интересно, что он в столице нового узнал. Но Карнаушенко долго не приглашал к себе гостей. Обиделись на него гончары. Зазнался мастер, решили они. Прошла неделя, и вот, наконец-то, позвал гончар своих соседей и, как водится, поставил на стол бутылку казенной водки и тарелочку с огурчиками. Да и говорит гончарам: «Наливайте, угощайтесь, а я пока по хозяйству управлюсь». Выпили гости по чарочке и кинулись огурцы зеленые резать, а они – из глины. Поняли они, что разыграл их мастер, да и давай смеяться.
А про Москву, про все, что там видел, про новшества всякие в работе Карнаушенко потом гончарам все доложил, без утайки. Только к утру разошлись гончары по своим хатам. И долго еще в слободе про карнаушенские огурцы вспоминали. Всем хотелось увидеть их, потрогать – до того искусно были сделаны.
ПОШЛО НА УБЫЛЬ РЕМЕСЛО
Долго процветал в слободе гончарный промысел. Но стали люди забывать, откуда он пошел, забыли гончары свои законы и обычаи, стали работать только ради денег. В храм стали ходить редко. Все больше пьянствовали да ругались.
И послал Господь к ним учителя. Но гончары заупрямились и не стали его слушать. Он и ушел из этих мест, а на прощанье сказал: «Наступит время, и ни одного гончара не останется на Гончарной Горе, и люди забудут их искусство». Не прислушались гончаровцы к его словам и стали жить по-прежнему. И пошло на убыль гончарное ремесло. Скудеть стала и сама слобода. Два раза на престольный праздник (на Смоленскую) горела. Но и тогда никто и не вспомнил предсказание.
В двадцатые годы прошлого века ходила, говорят, по Гончаровке женщина и рассказывала, что промысел пришел сюда с Иерусалима, что дело, которым они занимались, – святое, надо покаяться, иначе мастерство уйдет с Горы. Большинство гончаров стояло за возрождение старых традиций и обычаев. А те, кто принял советскую власть, организовали артель «Гончар», надеясь без Бога «новый мир построить». Но это не спасло промысел. Он постепенно стал угасать, и один Бог знает, когда он возродится.
СУДЖАНСКИЕ УЗОРЫ
Теперь никто и не упомнит, когда впервые в Судже стали заниматься ковроткачеством. Попоны да коврики испокон веков были в каждом крестьянском доме: ими укрывали сундуки да лавки, на ковре положено было благословлять молодых. Теми, что поплоше да постарее, устилали сани.
Станки стояли почти в каждом доме. Редкая мать рядом со своим станком не поставит маленький – для дочери. Пусть, мол, присматривается, ума-разума набирается. Бывало, что и мать у дочери узор снимала.
Долгими зимними вечерами работали ковровщицы над узорами. Надо было поспеть к весенним ярмаркам. Плотные, яркие, иногда с двусторонним рисунком, суджанские ковры пользовались большим спросом, несмотря на то что господа называли их грубыми и «мужицкими».
В конце XIX века лучших ковровщиц и кружевниц России отбирали для обучения в Мариинской школе С.-Петербурга. Из Суджи послали Феодору Долженкову. Учеба не прошла даром. Через три года Феодора Сергеевна организовала в Судже первую ковроткацкую мастерскую. Все ее мастерицы работали на вертикальных станках, научились делать не только гладкие двусторонние ковры, но и бархатные, махровые, а также гобелены.
Многие из них были отмечены на российских и зарубежных выставках высокими наградами. О представленном на Московской выставке мануфактуры ковре Долженковой писали, что по рисунку и сочности красок он не уступает французским и «может служить украшением изящного салона». Вот вам и «мужицкие» ковры!
В мастерской Долженковой ткали ковры не по местным узорам, а по рисункам художников Мартынова и Прохорова. В основном это были ковры с геометричным или растительным орнаментом. В начале XX века из Строгановского художественно-промышленного училища приехал Трофимов В.П. Он работал в стиле «модерн». И, надо сказать, ковровщицам понравились сюжетные рисунки. Ковры «Элегия», «Морское дно», «Последний снег», «Осень», «Журавли», «Аисты» и другие украшали стены многих музеев и выставок.
Рассказывают, что во время войны, когда немцы подходили к Судже, руководители артели долго думали, что делать с производством. Был приказ правительства – взрывать все фабрики и заводы. Артель – не фабрика, но вдруг накажут за невыполнение приказа?
Рабочие предложили – цеха не взрывать, станки разобрать, их детали и пряжу разнести по домам и спрятать до лучших времен. Так и сделали. А после освобождения Суджи станки собрали за два дня и приступили к работе.
Каких только заказов не приходилось выполнять суджанским ковровницам. Если в тридцатые годы им заказывали ковры с портретами Сталина и Ленина, «Свекольное поле» и «Рог изобилия», то в послевоенное время они делали гобелен – занавес для ЦК ВЛКСМ, ковер с изображением первопечатника Ивана Федорова для библиотеки им. Ленина. Гостиницу «Россия» украсили шесть ковров под общим названием «Песни России», на которых был выткан и русский балет, и русский хоровод, и даже атомный ледокол «Ленин». Ткали в Судже ковры для Министерства иностранных дел и различных посольств. Однажды из санатория Трускавца пришел заказ на ковер «Свадьба», с условием, чтобы в свадьбе «участвовало» ровно двадцать шесть фигур. Почему именно двадцать шесть – никто не знал, и по этому поводу ходило много слухов и анекдотов.
ГОРНАЛЬСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
Говорят, что суджанское село Горналь входит в десятку красивейших мест России. Сами горнальцы считают, что справедливее было бы писать название села через «а», потому что происходит оно от украинского слова «гарное», что означает «красивое».
Расположено село на холмах, образованных меловыми отложениями, и иначе эту местность называют «Белогорье». С одним из холмов – горой Фагор – связано несколько легенд. Старики рассказывают, что первые христиане появились здесь еще за два века до принятия Русью христианства. Иноки пришли сюда в день Преображения Господня, а, по Священному Писанию, Господь явил свою божественную славу ученикам на горе Фавор, неподалеку от Назарета. В честь этого святого места и был назван холм.
На холме растет ровно 13 сосен. Местные жители убеждены, что изменить это число невозможно: сколько бы ни сажали сосен, с саженцами обязательно что-нибудь случается, и их остается ровно 13. Некоторые считают, что их столько и должно быть – все сосны стоят рядом, а одна всегда вырастает чуть поодаль. Это, мол, Христос и его 12 учеников.
На истории Фагора, как утверждают старики, сказалось его языческое прошлое. В древности окрестности горы называли Девичьим городищем. Рассказывают, будто бы здесь стоял жертвенник Перуну, у которого наши предки просили помощи и защиты, совершали обряды, проводили шумные игрища. Из-за этих языческих игрищ Фагор долгое время называли «срамным местом».
Во второй половине XVII века из разоренного татарами Дивногорского монастыря Острожского уезда Воронежской губернии пришли на Фагор иеромонахи Феодосий, Лаврентий и старец Никодим. Место здешнее им приглянулось. С одной стороны гору защищали обрывистые берега реки Псел, покрытые дремучим лесом, с другой ее окружали плодородные поля и тучные луга. Обрывистая и утесистая местность создавала естественную преграду.
Святые братья основали здесь Белогорско-Николаевский монастырь, который с разрешения царя Алексея Михайловича и был открыт в 1672 году. Сначала монастырем считались земляные кельи, а позднее было получено разрешение на строительство монастыря с церквями, соборами, башнями и колокольнями.
Монастырь простоял на Фагоре больше века, но со временем приходил в упадок. Деревянные постройки ветшали, колокольня Никольской церкви упала, и в 1788 году обитель была закрыта, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали.
И стали в бывшем монастырском храме происходить чудесные явления: то свечи самовозгорались и могли гореть в течение ночи, то видели люди идущую в поле Богородицу.
Некоему живописцу Ивану Белому приснился странный сон: «чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом… обновил ее, оставив неприкосновенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано, и обновлен так, как повелено было в откровении», – писал в 1862 году игумен Нестор.
Иван Белый был болен, но когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление.
Есть свидетельство, что перед иконой исцелился суджанский купец Козьма Купреев. Долгое время он не ходил, и ему во сне было велено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен.
Сразу после службы Козьма встал на ноги. В благодарность за чудо он вместе с сыновьями Федором и Владимиром стал хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением в августе 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Говорят, что Козьма ушел в монастырь, за ним последовали и его сыновья.
В недоброй памяти 1923 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В ту ночь монахам, расположившимся на ночлег в Судже, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении святителя Николая. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести икону туда, где Ее встретит старец Симеон…
Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.
А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма стала сама вдруг проявляться из-под слоя штукатурки. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь ее можно видеть в Свято-Троицком храме Суджи.
ТАЙНЫ СТАРОГО ДОМА
Если кому приходилось задерживаться в здании Суджанского музея до позднего вечера, то они могли услышать шаги, голоса, стук и поскрипывание ступеней. На второй этаж поодиночке сотрудницы музея уже почти не заходили – у всех было ощущение чужого присутствия за спиной.
Однажды осенним вечером четыре сотрудницы после рабочего дня сидели и пили чай на первом этаже. Они услышали шаги, словно кто-то немощный обходил комнаты, что-то постукивало, будто клюка. Было слышно, как ходивший кряхтит, а потом вдруг засмеялся. В это же время что-то грохнулось на пол. Вероятно, со стены сорвалась картина в тяжелой раме. Понятно, что перепуганные женщины тут же вскочили и в панике выбежали во двор.
По соседству с музеем размещался банк, где дежурили вооруженные милиционеры. Их и позвала одна из сотрудниц. Стражи обследовали здание музея, но никого не обнаружили.
Через день умерла смотритель музея Ольга Ивановна. Но поскольку ей было 82 года, ее внезапная смерть от сердечного приступа поначалу никого не удивила.
Через пару дней после похорон случилось уже совсем необъяснимое: кто-то разбил патефон. Его будто подняли и с силой бросили: станина раскололась пополам, труба улетела в противоположный угол.
Спустя два дня реставратор Владимир Гаврилович Попов, приступивший к ремонту патефона, умер. Причиной смерти послужил все тот же внезапный сердечный приступ, как и у Ольги Ивановны.
По городу поползли разные слухи. Люди пытались объяснить непонятные явления. Говорили, что это хозяин – купец Чупилов бродит по дому. Другие утверждали, что это разгневанный дух великого земляка М.С. Щепкина. Накануне вандалы разрушили его памятник. Кое-кто вспомнил другого знаменитого суджанца – Петра Заломова, прототипа горьковского Павла Власова. В годы советской власти ему был посвящен в музее целый зал, а теперь личные вещи и документы Заломова располагались на одной витрине. Где ж тут не обидеться?
Сотрудницы музея обратились в церковь, с которой музей поддерживает теплые отношения. Отец Евгений освятил все помещения, и звуки прекратились.
Незадолго до Рождества 1998 года сотрудница музея Марина Викторовна Щеглова принесла найденный на чердаке старого нежилого дома портрет, на котором была изображена женщина, вероятно жена священника, жившая в Судже в XIX веке. Имени художника тоже никто не знал. Когда закопченный порванный холст привели в порядок и поместили в экспозицию, каждый заметил в портрете некую странность: посреди блеклого полотна, написанного не вполне мастерски, лицо похожей на мужчину темноволосой женщины выглядело словно вписанным совсем другим художником. Совершенно живой, пронзительный взгляд был устремлен с портрета на зрителя.
Утром сотрудники музея заметили, что дама на портрете изменилась. Это было удивительно, но на ее лице появился румянец. На следующий день разгладились складки у глаз – дама явно помолодела. Портрет убрали от греха подальше – в хранилище. И тогда начали пропадать вещи.
Кроме этого, в музейных залах стали происходить необъяснимые события. Так, например, за несколько минут до музыкального вечера в музее появилась приличных размеров лужа. Потолок оставался при этом сухим, течь из труб отопления тоже была исключена. Лужа помещалась в центре зала и была абсолютно правильной формы. Лужу вытерли, но через некоторое время она вновь появилась, породив множество слухов и толков. Все эти события связывали с портретом неизвестной и историей самого особняка. Во время ремонта здания не могли найти вход в подвальные помещения – он был замурован, и всем было интересно узнать, какие тайны хранит старое здание. После тщательного обследования помещений и уборки выяснилось, что посторонних в музее не было, батареи отопления были в образцовом состоянии.