Рыльский район

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Рыльский район образован 30 июля 1928 года из части упразднённого Рыльского уезда. В 1930 году округа были упразднены, район перешёл в непосредственное подчинение Центрально-Чернозёмной области. В 1934 году вошёл в состав новообразованной Курской области.

Численность населения – 30 350 чел. (2021)

 

Рыльский район Курской области

Глава – Белоусов Андрей Викторович
тел. 8 (47152) 2-12-60
Адрес: г.Рыльск, 
ул. К. Либкнехта, д. 21
Сайт rylskraion.gosuslugi.ru

Председатель Представительного Собрания Рыльского района – Пехов Сергей Иванович

 

  • Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47152) 2-26-35
  • Водоснабжение – 8 (47152) 2-13-51
  • Газоснабжение – 8 (47152) 2-16-59
  • Теплоснабжения – 8 (47152) 2-36-29
  • Электроснабжения – 8 (4712) 34-99-52

 

Пожарная часть 39 Рыльского района
Адрес: Рыльский район, г. Рыльск, ул. Карла Либкнехта, д. 4
тел. 8 (47152) 2-23-31

 

МО МВД России «Рыльский»
Адрес: Рыльский район, г. Рыльск, ул. Ленина, д. 56
тел. 8 (47152) 2-12-02

 

ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»
Адрес: г. Рыльск, ул. Розы Люксембург, д. 76
Режим работы: круглосуточно
тел. 8 (47152) 2-44-21

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Усадьба Марьино

Родовое имение князей Барятинских в поселке Марьино и сегодня поражает своим величием, роскошью и богатым убранством внутренних интерьеров. Строилась усадьба в начале XIX века. В центре – трехэтажный дворец с флигелями и белокаменными лестницами. Сохранилась декоративная отделка всех залов, настенные росписи, лепнина, люстры, паркет из ценных пород деревьев. Окружает дворец пейзажный парк с прудами. Сегодня здесь располагается президентский санаторий.

 

Николаевский монастырь Рыльска

Первые упоминания о мужском монастыре относятся к началу XVI века. Сначала все его постройки были выполнены из дерева, позже, на протяжении XVIII века, их заменили каменными. Территория монастыря включала в себя 4 храма, колокольню, трапезную, корпуса для настоятелей и братьев, духовное училище. С 1925 года монастырь был упразднен и разграблен. Возвращение его церкви состоялось в начале 90-х, начались ремонтные работы, и возобновились богослужения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местные легенды

РЫЛЬСК

Название города произошло от имени языческого бога солнца – Ярила. Ему поклонялись наши предки, просили помощи и защиты. На возвышенности, поросшей лесом, находилось капище, и в Ярилин день здесь собирались жители всех окрестных поселений: славили бога, приносили жертвы, устраивали игрища. Городище близ капища называлось Ярилин (Ярильск – Рильск).

Еще до официального принятия христианства Русью сюда пришли болгарские монахи и основали монастырь святого преподобного Иоанна Рыльского – покровителя и заступника города от татар. Гора, на которой разместились все монастырские постройки, стала называться Святой, а город Рильск – Рыльском.

Говорят, что название города произошло от реки Рыла, на которой он стоит. Места здесь не только живописные, но и богатые разнообразной дичью. Особенно много в лесах было кабанов. Они буквально изрыли берег реки Рылы. Поэтому, наверное, на гербе Рыльска – кабанья голова.

 

ХОХЛОВ ЛОГ

Давно когда-то, ещё до отмены крепостного права, помещик деревни Ишутино выиграл в карты у другого помещика пятнадцать крепостных душ и определил им место поселения недалеко от своего имения – на крутом берегу Сейма, у самого леса. Поселенцы говорили на украинском языке, и местные жители называли их хохлами.
Трудно пришлось новосёлам в этих необжитых местах. Днем на барщине спины гнули, а по ночам пытались как-то обустроиться – раскорчевывали пни да деревья. Ни светлого дня, ни тёмной ночи не видели. Но, так уж сталось, полюбил наш ишутинский парень Никита всем сердцем красавицу Арину из крепостных поселенцев. Потянулась своим сердечком и Арина к Никите. Встречались они тайно, скрывая любовь свою от постороннего взгляда.
– Не быть нам с тобой вместе, Арина. Чует моё сердце беду неминучую, – говорил Никита. – Пойду я в проклятое место к старому городищу. Может, счастье улыбнётся мне, и я отрою клад золотой, выкуплю тебя у барина.
Простился Никита с красавицей Ариной и пошёл в темный лес тропою узкою, не обернувшись ни разу. Заплакала Арина, словно чувствовала, что не вернется Никита в деревню.
День ждет его, другой ждет, вот уже и неделя промелькнула. Кручинится, печалится Арина. Стонет сердце её по милому дружку. Пролетали мимо деревни лебеди белые, громко крыльями хлопали. Протянула Арина в тоске руки к небу синему:
– Ой, вы, лебеди – белые крыла, не видели вы друга моего ненаглядного, сокола сизого Никитушку?
Ничего не ответили лебеди, а слух дошел до Ишутино, что сгинул Никита в нечистом месте. Затащили его в реку русалки, защекотали до смерти. Тешатся его кудрями светлыми.
Заплакала Арина, проклиная свою долю несчастную. Побежала она к обрыву крутому и бросилась в тёмную бездну.
С тех пор место это Хохловым логом называют, а место поселения хохлов – Новосёловкой.

 

ИВАНОВСКИЕ БОЛОТА

В 1707 году Петр I подарил гетману Мазепе большие площади земель в Рыльском уезде. Мазепа заселял их крепостными в основном из Малороссии. В то время были основаны села Ивановское, Крупец, Гапоново и Снагость.
Село Снагость было наиболее крупным — с двумя церквями (каменной и деревянной). Здесь ежегодно проходили ярмарки для жителей окрестных деревень, различные гуляния. Расположено село между Сумами и Рыльском. По этой дороге купцы, провозившие товар, доезжали до села только к вечеру, останавливаясь здесь на ночлег, то есть они были «сна гости», поэтому село получило название Снагость.
Объезжая будущие владения гетмана Мазепы, его генеральный писарь Михаил Войцехович неожиданно натолкнулся на болото и чуть было не заблудился. Болото поразило его своими размерами – только в длину не менее десяти верст.
И дичи всякой полно: перепела, дрофы, стрепеты и дикие утки. Будет где Ивану Степановичу поохотиться, отвести душу, отдохнуть от государственный дел. Войцехович даже прикинул, где можно будет соорудить шалаш, откуда доставят к столу ключевую воду и где брать сушняк для костра.
По возвращении в Глухов Войцехович доложил об увиденном. Иван Степанович решил самолично взглянуть на чудо-болото: уж так его расхваливал генеральный писарь. Такая возможность скоро представилась. Мазепа и сопровождающие его лица ехали верхом на лошадях, прислуга с поварами – в телегах. Мазепа был в добром расположении духа: наконец-то и из Москвы от самого Петра пришла ещё одна бумага с подтверждением, что он владелец этих обширных земель. Правда, были они малообжитыми, почти безлюдными, но часть крестьян можно будет переселить из старых поместий, часть простолюдинов, спасаясь бегством от притеснения помещиков, осядет сама; Мазепа не будет по первости обременять их непосильными налогами.
На место приехали в полдень. Осмотр болота превзошёл все ожидания. Да это же золотое дно, если, конечно, приложить к нему руки!
– Превосходно! – воскликнул Иван Степанович, спускаясь на землю с лошади. На радостях он даже обнял Войцеховича. Действительно, и уток полно, и дроф за всю жизнь не переловить! Вот тогда-то в честь Ивана Степановича по его имени и было наречено болото Ивановским, а уж потом – и заложенное им село – центр всех рыльских владений гетмана.
Предприимчивый Иван Степанович первым начал осушать болота: это сулило существенно облегчить прокорм многочисленных табунов гетмана. Но его измена и бегство в Швецию после Полтавской битвы приостановили эти работы.
Потом этими землями владел князь Меньшиков, чуть позднее – И.И. Барятинский, который для осушения болот выписал из Англии специалиста Ивана Гулета.
Говорят, что в 1822 году князь поставил ему памятник, на котором были выбиты строки: «Князь Иван Иванович Барятинской, отдавая признательность свою г-ну англичанину Ивану Гулету за осушение болота до 2900 десятин».

 

МАРУСИНО БОЛОТО

В деревне Степановка жила когда-то девушка Маруся. Была она красавица невиданная. Многие женихи предлагали ей руку и сердце. Но любила она бедного пастуха, который был не только очень красив, но и прекрасно играл на свирели. Помещику самому нравилась его крепостная красавица, но девушка отвергала ухаживания барина.
И решил он Ивана-пастуха сжить со света – отдать его в солдаты. Маруся с Иваном про это не ведали: любили ходить на берег болота, где коровы мирно паслись на сочной траве, а Иван играл на свирели… Когда Ивана отдали в солдаты, Маруся убежала от помещика и пришла на берег болота. Долго сидела там и плакала. А затем попрощалась с красным солнышком и бросилась в болото. С тех пор болото в деревне Степановка называется Марусиным.

 

ЧЁРТОВ КУРГАН

Давным-давно, когда поляки еще не ходили походом на Рыльск, а татары не брали в плен жен да детей из земли русской, жил себе один мужичок, звали его Иваном Жигалкой. Жил он на берегу Сейма и каждую ночь выезжал на реку с острогой.
Раз поехал он на челне. Гребет себе веслом да гребет. Вдруг челнок останавливается напротив кургана, на котором проживал чёрт.
Удивился Жигалка: малый он здоровый и сильный, а лодку с места не может веслами сдвинуть. Что бы это такое значило? Метался Иван в разные стороны – ничего не может сделать. «Хоть бы чёрт пособил бы мне!» – сказал он и оглянулся назад… а челнок его тянет кто-то косматый – с головы пена течет, глаза как угли горят, а когти – звериные. Жигалка не струсил, приподнял весло и хотел огреть косматого, но тот захохотал, как леший, и сказал человечьим голосом: «Полно, Иван, не на такого напал. Я похитрее тебя». И нырнул как утка в воду. Иван принялся грести снова, проклиная нечистую силу, но из воды раздался голос: «Не уйдешь от меня, я похитрее тебя. А если будешь разъезжать около моего кургана и мутить мне воду, то дорого поплатишься!» «Да кто ты, окаянный? – спросил Иван, – уж не чёрт ли, в самом деле?»
«Может быть, он и есть! – высунувшись из воды, произнес косматый. – Ещё раз повторяю тебе, не езди по этому месту, а то мутишь воду и не даешь мне покою-отдыха. Минуты не проходит, чтоб кто-то из твоих земляков не помянул меня, а кто меня помянет – я и при нем, к его услугам».
Мужик едва опомнился, хотел было перекреститься, да не умел креста положить, и рука его сделалась как каменная. Испугался он и поворотил челнок. Вышел на берег и никому не рассказал о встрече с чёртом.
На другую ночь приехал Жигалка, чтобы вынуть сети и выбрать рыбу, но не тут то было: все порвано, перепутано. «Видно, шутки косматого, – подумал Иван. – Пойду и пожалуюсь я Лыцарю-пустыннику, он силу имеет над не чистыми. Недавно из пяти баб сто чертей выгнал, по десяти оставил. Он и мне поможет»…
Лыцарь-пустынник жил на берегу реки Рыла, где она впадает в Сейм.
Был он не простой пустынник, а в чине Лыцаря – ходил в плаще и с мечом на правом бедре.
Справедливым он был, и все к нему обращались за помощью. Мог он и чудеса творить, поэтому его все боялись. Ссор и драк Лыцарь не терпел, а требовал, чтобы все рыляне жили мирно и дружно, чтобы их старшины взяток не брали, когда собираются на дело, меньше бы ковшом брагу мешали, на базаре бы купцы никого не обманывали, бабы и девки смотрели бы за хозяйством, а не бездельничали. Вот к этому-то Лыцарю-пустыннику и явился Иван Жигалка с жалобой на черта. Выслушал его Лыцарь и говорит:
– Я готов уладить это дело, только тебе и черту надо предо мной явиться. Иди и приведи черта, ведь ты знаешь, где он живет.
Поклонился мужик Лыцарю и пошел домой. Идет и думает: как бы ему увидеть черта и как бы его привести к Лыцарю.
Известно, что черт всегда легок на помине, – сидит себе на дубе да в Ивана желудями бросает. Взглянул Жигалка наверх и узнал косматого. «Слезай, – кричит ему Иван, – пойдем на суд-расправу к Лыцарю-пустыннику!».
– Знаю, – говорит косматый, – ты успел пожаловаться.
Спрыгнул черт с дуба, и Жигалка смог теперь рассмотреть его получше: рожа-то у него ничего, человеческая, но нос длинноват да волос на голове много, козья бородка, рыжеват, ножки кривые с копытцами, но одет щегольски, даже и не подумаешь, что это черт.
Идут этак они. Мужичок едва за чертом поспевает. Когда они пришли к пещере Лыцаря, стало уже смеркаться. Хозяин пустил их в дом и стал спрашивать их о деле. Мужик и черт заговорили разом – каждый о своем. Кричат, а понять ничего нельзя. Рассердился Лыцарь, выхватил из ножен палаш и отсек обоим головы. А сам лег и заснул.
Вдруг видит он во сне, будто ему говорит чей-то голос: «И как де ты смел так поступить. Вставай и, не теряя времени, пока еще у них течет теплая кровь, приставь каждому свою голову!».
Лыцарь вскочил в страхе, побежал к тому месту, где, еще тепленькие, лежали Жигалка и черт. Не думая, он приставил головы к туловищам и опять отправился спать.
Но второпях он голову черта приставил к Жигалке, а голову Жигалки к черту…
Вот почему говорят, что Рыльск и черта проведет, что хитрее рыльского мужика и на свете нет.

 

МАРЬИНСКИЙ ДВОРЕЦ (Рыльский район)

Всем известно, что знаменитая усадьба Марьино принадлежала князьям Барятинским. Ей уже почти два века. Но не все знают, что на территории села Ивановское существовали более древние усадебные постройки, сегодня, к сожалению, почти разрушенные. Это два здания каменных палат, построенных когда-то гетманом Украины И.С. Мазепой. Еще в начале XVIII в. Петр I пожаловал ему земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов. И села Ивановское, Степановка и Мазеповка Рыльского района до сих пор носят имя, отчество и фамилию самолюбивого вельможи.
После предательства Мазепы Петр I конфисковал его владения и пожаловал их князю А.Д. Меньшикову. Позднее эти земли были приписаны к поместьям первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, а во второй половине XVIII века пожалованы адмиралу русской армии графу И.Ф. Головину. Внучка адмирала вышла замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского. Вот такая история. Ее помнят и передают из поколения в поколение старожилы села Ивановского. Рассказывают, что род Барятинских будто бы очень древний – идет от Рюрика и князя Владимира Святославовича.
Придворный вельможа Иван Сергеевич Барятинский мало жил в Ивановском, все больше – за границей, так как состоял на дипломатической службе. Но именно он заложил основу будущего дворца, спланировал по западному образцу всю усадьбу: парки, аллеи, цветники, пруд и каналы, разбил огромный фруктовый сад.
Говорят, что барин дал денег на строительство каменной Покровской церкви. Так и стояли когда-то в селе два храма – один каменный, другой деревянный. Рассказывают, что Иван Сергеевич очень любил лошадей, создал в усадьбе небольшой племенной конезавод и определил туда на службу несколько ивановских крестьян.
Сын Ивана Сергеевича Иван Иванович Барятинский был определен на военную службу еще в юном возрасте – адъютантом у генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина. Позднее Иван Иванович участвовал в сражениях под командованием А.В. Суворова, имел много боевых наград. По тем временам он слыл достаточно образованным молодым человеком, увлекался литературой, музыкой. А когда был послан на дипломатическую службу в Лондон – занялся изучением сельского хозяйства. Именно в развитии оного он видел преображение России, ее будущее. Эти знания пригодились ему и в обустройстве собственного хозяйства – Избицкого дома. Так первоначально называлось усадьба Барятинских в селе Ивановском, которая стояла на реке Избице.
Иван Иванович был родовит, богат, внешне очень красив и мог бы составить партию для любой из самых знатных невест России. Но он женился на дочери английского лорда Марии Франциске. Их брак длился недолго. Мария умерла, оставив ему дочь Елизавету, которая потом жила и воспитывалась в доме деда в Англии. Второй раз Иван Иванович женился в Мюнхене, где состоял на дипломатической службе. С Марией Федоровной он прожил всю свою жизнь и имел то, о чем всегда мечтал, – большую семью (семерых детей).
Накануне Отечественной войны 1812 года умер старый князь, и все курские земли перешли к Ивану Ивановичу. И.И. Барятинский на время оставляет дипломатическую службу, переезжает в Ивановское и занимается перестройкой усадьбы. Он хотел бы видеть ее не хуже петербургских дворцов. Чертежи главного фасада и парка были разработаны курским архитектором К.И. Гофманом. Именно в это время Избицкий дом станет называться «Дворец в Марьине», позднее – Марьино.
Одни утверждают, что название дворец получил от имен двух жен Ивана Ивановича, другие – что назван по имени его второй жены, красавицы Марии Федоровны.
Для создания Большого марьинского пруда, каналов и островов Иван Иванович пригласил английского мелиоратора Ивана Гулета. Иван Иванович не был жестоким крепостником и уважал труд людей талантливых.
Говорят, что у себя в усадьбе он установил памятники Ивану Гулету, управителю Борису Дежкину, кирпичных дел мастеру Лавру Наседкину, не раз отмечал работу зодчего Козьмы Шобрехина, корабельного мастера Глазырина, садовника Д. Брауна, механика Василия Лебедева.
Иван Иванович был тонким ценителем искусства, и Марьино славилось не только архитектурой, внутренним убранством, но и великолепной коллекцией редчайших картин и скульптур русских и зарубежных авторов. Кроме этого князь Барятинский имел свой оркестр, придворный театр и оперу.
После смерти князя Мария Федоровна прожила лет шесть в усадьбе, затем уехала в Петербург – надо было позаботиться об образовании детей. А имение перешло к сыну – Александру Ивановичу.
Старожилы рассказывают, что новый хозяин поместья Марьино Александр Иванович Барятинский в имении бывал редко, но уделял ему много внимания. Унаследовав от отца страсть к редким и ценным вещам, он собрал великолепную библиотеку, которая после революции будет передана в Исторический музей в Москве.
Главной находкой в доме для Александра была рукописная книга его отца – трактат по воспитанию, адресованный сыну. Александру стали понятны многие поступки отца. Он вспомнил время, когда ему, еще ребенку, были выделены несколько десятин земли для агрономических опытов, изготовлены легкие, небольшие по размеру сельхозорудия: плуг, борона, сеяльная машина. Как гордился тогда юный князь первым собранным урожаем и тем, что вырученные от его продажи деньги были переданы в пользу бедных.
Отец хотел видеть своего наследника не избалованным барчуком, а разумным и грамотным хозяином. Вчитываясь в строки книги, Александр Иванович понимал, что держит в руках не столько трактат с ценными мыслями по педагогике и философии, сколько духовное завещание отца. Рассуждая о сыновьей любви, отец просил его вести себя так, чтобы не только не огорчать мать, но и сделать ее счастливой.
И действительно, в Москве под наблюдением и попечительством графа А.И. Панина, графа В.Г. Орлова и госпожи Новосельцевой, братья Александр и Владимир Барятинские не огорчали мать и учились хорошо. Но когда Александр поступил в юнкерскую школу Кавалегардского полка, его успехи в учебе не были столь заметны.
И начало службы корнета Барятинского в Кирасирском Гатчинском полку было недостаточно спокойным – светская жизнь, кутежи, разного рода шалости захватили молодого князя, хотя такое поведение в то время не только не осуждалось, но даже поощрялось в высшем свете. Товарищи уважали его за решительность, неукротимую энергию. И, в определенной степени, он являлся их духовным лидером, был всегда в центре споров о смысле жизни, предназначении человека.
Однажды на одной из шумных офицерских вечеринок кто-то высказал мысль о том, что человек рассудочный, имеющий силы для борьбы с «духовными недугами», в жизни не в состоянии побороть даже физическую боль. Князь Барятинский принял это замечание на свой счет и решил доказать обратное: взял в руки раскаленное стекло лампы, пронес его до двери и обратно, не торопясь вставил его в оправу. Пальцы его рук были сожжены до костей. Уважение офицеров к молодому корнету с тех пор возросло.
Посвятив себя военной службе, Александр Иванович стал поистине знаменитым полководцем, одерживал блистательные победы в борьбе с горцами и турками, участвовал в Крымской войне, был главнокомандующим Кавказского корпуса и фактически кавказским наместником, провел удачную операцию по пленению имама Шамиля, положив конец длительной войне на Кавказе.
Александр Иванович был награжден орденами Георгия III и II степени, орденом Святого Андрея Первозванного и многими другими отечественными и зарубежными наградами. В чине генерал-фельдмаршала он оставит службу.
Долгое время Александр Иванович не был женат, и поэтому имение Марьино он передал брату Владимиру, отказавшись от права наследия. Женившись на известной светской красавице.

 

ГОРА ИОАННА РЫЛЬСКОГО

В стародавние времена, еще до принятия Русью христианства, в битве у Трояновых ворот на стороне Болгарии принимала участие дружина князя Владимира. Когда Владимир Святославич возвращался на Русь, вместе с русскими покинули свою Родину и некоторые болгары, в их числе были и монахи Рыльского монастыря, захватившие с собой свою святыню – десницу (правую руку) Иоанна Рыльского.
Разошлись монахи по всей тогдашней Руси, и часть из них поселилась в курских краях. На самой высокой горе, в междуречье реки Сейм и ее притока речки Дублянки, монахи построили небольшую деревянную церковь – молельню во имя святого Иоанна Рыльского; здесь же, по преданию, была захоронена и его десница. Позже и гору, на которой находилась церковь, в честь болгарского святого стали называть горой Ивана Рыльского.
Посреди запустения и диких лесов, посреди разоренного края стоял город, осененный дланью святого, защищенный крепкими стенами, сильными людьми и просвещенными монахами. Но как же это, оказывается, сложно – постоянно быть на высоте!
Стали искать рыльчане, где лучше жить. На горе, названной в честь святого, – сложнее, легче – на равнине: не так приметно, зато ветра невзгод дуют меньше. Так и стали жить – святость и быт раздельно.
Уж сколько раз Рыльску выпадал шанс возвыситься, подняться на новую высоту. Икону святую ведь рыльские мужики нашли. Но не пошла икона в Рыльск. Самый сильный город на сотни верст – а не стал сердцем губернии. Торговые пути прошли мимо, и ярмарки обошли его стороной.
В старину говорили, что хитрее рыльского мужика и на свете нет. В самом Рыльске рассказывают такую легенду: «Иисус после крещения постился сорок дней в пустыне, а дьявол его всячески искушал: «Все отдам тебе царства мирские, не отдам только верного Рыльска, бабушки моей приданого». И действительно, Рыльск пользовался дурной репутацией – по количеству разбойных и воровских людей.
Но, может быть, появится у Рыльска еще один шанс? Ведь не забыли же люди дорогу на гору Ивана Рыльского… Часовню построили, смогли подняться и взглянуть на себя со стороны. С той стороны, откуда взглянули на наши края впервые болгарские монахи и посчитали место и людей достойными, чтобы остаться и построить храм во имя святого Ивана Рыльского…