КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Обоянский район образован в 1928 году. Расположен в южной части Курской области. Численность населения Обоянского района на 1 января 2021 года составила 28 765 чел.
Обоянский район Курской области
Глава – Глущенко Игорь Анатольевич
тел. 8 (47141) 2-24-44
Адрес: г. Обоянь, ул. Шмидта, 6
Сайт oboyan.rkursk.ru
Председатель Представительного собрание Обоянского района – Лукьянчиков Александр Васильевич
- Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47141) 2-13-02
- Водоснабжение – 8 (47141) 2-36-45; 2-34-86
- Газоснабжение – 8 (47141) 2-26-08
- Теплоснабжения – 8 (47141) 2-16-89
- Электроснабжения – 8 (4712) 34-99-51
Пожарно-спасательная часть № 35
Адрес: Обоянский район, г. Обоянь, улица 1 Мая, д. 15
тел. 8 (47141) 2-14-61
ОМВД России по Обоянскому району
Адрес: Обоянский район, г. Обоянь, улица Шмидта, 8
тел. 8 (47141) 2-12-02; 2-32-84
ОБУЗ “Обоянская ЦРБ”
Адрес: Обоянский район, г. Обоянь, ул. Федоровского, 34
Режим работы: понедельник–пятница с 08.00 до 17.00
тел. 8 (47141) 2-22-03
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
ОБОЯНЬ
Говорят, что город основан еще в XII веке первопоселенцами с одинаковыми именами – Янами (оба Яна). Но в это мало кто верит. Старики рассказывают, что раньше в этих местах протекала небольшая речка Буенка. Речка-то небольшая, но буйная: по весне широко разливалась и с шумом несла свои воды – буянила. Возможно, что название поселение получило от этой речки. А может, здесь действительно жил когда-то знаменитый поэт Баян, создавший «Слово о полку Игореве».
Рассказывают, что первоначально Обоянь строилась по плану московских зодчих. Главная площадь называлась Красной. Местная поговорка «Обоянь город – Москвы уголок» известна обоянцам и по сию пору. Любопытно, что ядром обоянских горожан, действительно, стали коренные москвичи из служилых людей. До сих пор встречаются в Обояни старомосковские фамилии: Дороховы, Соловьевы, Крамские, Абакумов.
СЕЛО ШИПЫ
Сведения об основании села Шипы многочисленны и разноречивы. По одним данным, село возникло в период правления Екатерины II, по другим – в период правления Петра I. Беднейшее население России в поисках работы подавалось в города. Среди таких бедняков были и крестьяне из курских краев. Сидя в кабаке, они и рассказали, что в курских краях произрастает такое дерево, которое пила не берет, да и топору оно плохо поддается. Слух дошел до царя. И велел тогда Петр снарядить артель, чтобы узнать о том дереве. Артельщики выбрали место для устройства крепости и обустроили городище.
У крепостных стен протекала судоходная река Псел. По ней артельщики сплавили первую партию дуба. Дерево оценил сам Петр. Оно шло на обшивку строящихся кораблей, а из отходов артельщики изготавливали шипованные колеса. Поэтому селение, где работали артельщики, получило название Шипы.
КОЧЕГУР
Жил когда-то в здешних местах один мужик по прозванью Кочегур. По молодости был он ловок, славился умом и силой. И полюбил Кочегур девушку из соседнего села. Но не одному Кочегуру она пришлась по душе. Приглянулась эта девушка и сыну помещика Ляхова. Забрали ее горничной в барский дом. Там над ней надругались, и девушка, не выдержав позора, утопилась в реке.
Когда дошла та весть до Кочегура, говорят, что кричал он и бился о землю, а люди, сняв шапки, стояли вокруг и плакали. Когда Кочегур встал, увидели люди, что волосы на его голове стали седыми. Поднял голову Кочегур, оглядел мужиков и двинулся на толпу. Все перед ним расступились, а он молча зашагал по пыльной дороге в сторону Курска.
С тех пор долго никто о нем не слышал, и уже забыли было о красавце и силаче Кочегуре.
И начал Кочегур счеты сводить со своими обидчиками, а потом и со всеми, кто чинил зло в округе. Объявили его разбойником. Понаехали стражники ловить Кочегура, но в лес идти боялись.
Нашлись и среди мужиков сельских охотники за большие деньги изловить Кочегура. Но через неделю проезжий почтарь нашел их убитыми, с деньгами, зажатыми в руках. Заволновались помещики, стали просить полицию изловить Кочегура.
Но вскоре все прекратилось. Ни грабежей, ни разбоев не стало. Поговаривали, что погиб, мол, Кочегур. Но Кочегур объявился возле Муравского шляха у Обояни. И снова задрожали помещики, теперь уже обоянские.
А секрет был вот в чем. Получили помещики нашей округи письмо, где им предлагалось платить дань Кочегуру, за что он обещал оставить их в покое. Говорят, что те быстро согласились, потому как наслышаны были о лихих помощниках Кочегура.
Прошло много лет. Может, и умер бы Кочегур спокойно, но, собрав большое богатство, стал он жадным и ненасытным. Ближайшие его сподвижники ждали его смерти, чтоб поделить меж собой золото атамана. Умен и хитер был старый Кочегур. Решил он свои сокровища спрятать. Многие ночи просидел старый разбойник в думах. И однажды приказал он своим молодцам рыть большие ямы. Чей холм будет выше, тот получит большую долю, а он, Кочегур, ляжет умирать у подножия этого холма.
Много холмов было вырыто в лесу, а когда возвратились разбойники к шалашу Кочегура, его и след простыл. Исчез бесследно вместе со всем богатством. Прокляли его разбойники и поклялись убить.
А Кочегур, закопав тайно в один из холмов свое богатство, ушел из леса. Но чем дальше уходил он от своего клада, тем сильнее в нем разгоралась жадность. Не выдержал Кочегур и повернул назад. И увидел, что на одном из холмов его товарищи роют яму, ищут золото. Задрожал Кочегур от ярости, подкрался к разбойникам и начал стрелять им в спины. Всех убил. Схватил из рук убитого заступ и начал быстро копать, но, сколько ни копал, кроме земли и глины ничего не отрыл.
Сообразил Кочегур, что не там копает. Поднялся на вершину холма и огляделся: все холмы были одинаковые. И понял, что не осилить ему всех холмов.
С тех пор прошло немало лет, много было любителей поискать клад Кочегура. Но кто бы ни уходил в лес холмы копать, возвращался сумасшедшим или пропадал навсегда. И пошла в народе молва о поселившемся в болоте Кочегуре – страже своих богатств. С тех пор и зовется лес Кочегуровым.
Но однажды ночью всех всполошили крики в усадьбе помещика.
Когда пришли к дому Ляхова, старый помещик сидел на крыльце и плакал. Кучер рассказал мужикам, что младший сын Ляхова Павел утопился в реке, оставив отцу записку.
Подивились мужики такому делу, стали говорить, что не сам молодой Ляхов утопился, что это Кочегур отомстил за смерть девушки и загубленную любовь.
С той ночи пошли ходить рассказы о разбое на дорогах: то купца проезжего ограбят, то посла царского разденут донага. У кого из крестьян отнимал помещик скот, то на утро все коровки да козы домой возвращались. Поняли все, что это дело рук Кочегура. Говорили, что не нашел он в Курске управы на Ляхова, осмеяли его там. Вернулся Кочегур к себе в село, но домой не пошел, а свернул у Винного шляха в дремучий дубовый лес.