КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — Курск.
Курская область граничит на северо-западе с Брянской, на севере — с Орловской, на северо-востоке — с Липецкой, на востоке — с Воронежской, на юге — с Белгородской областями; с юго-западной и западной стороны к ней примыкает Сумская область Украины. Образована 13 июня 1934 года.
Губернатор – Старовойт Роман Владимирович
Председатель Правительства – Смирнов Алексей Борисович
Единый телефон Правительства и Администрации Курской области
8 (4712) 400-200
Адрес: г. Курск, Красная площадь, д. 1
Сайт: kursk.ru
Председатель Курской областной Думы – Амерев Юрий Михайлович
Сайт: kurskduma.ru
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
СИМВОЛ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ
«…Ведь наш-то курский соловей в цене…»
А. Некрасов «Соловьи», 1870 г.
Исстари соловей считался Божьей птахой. Господь наградил соловья волшебным голосом за то, что он укрыл своими крыльями Иисуса Христа и спас его от мучителей.
Давно это было, и свидетелей тому нет. Но время и народная молва сохранили предания о том, как по белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце среди подобных себе.
На девятой неделе после Пасхи тысячи людей со всех концов государства Российского съезжались в Коренную пустынь, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней. Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар, завести деловые отношения, посмотреть невест, повеселиться, разгуляться. Многие были наслышаны о знаменитом курском соловье, его удивительном пении. Говорили, что звонко он поет, если водицей горлышко промочит. А в Коренной она ведь особенная!
Про соловья все слыхали, да не каждый слышал соловья – гласит русская народная пословица. Паломники и заезжие на ярмарку гости, конечно же, слышали у себя на родине его поющих «сородичей» – варакушку, синего, западного, свистуна, тугайного, китайского, камышевку болотную. Но, возвращаясь домой, богомольцы и купцы еще с порога спешили сообщить о диковине: «О-о-о-о! Как поют курские соловьи!»
После рассказов о чудной птице с неприметной красотой и завораживающим голосом всем хотелось самим ее услышать. Вот тут-то и получило свою популярность ремесло «соловьятников», которые безжалостно отлавливали лучших певцов и продавали их по 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!). Так вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи в клетках по всему миру.
Любили услаждать слух соловьиным пением и завсегдатаи московских трактиров. Предприимчивые хозяева этих заведений не только держали у себя курских соловушек, но и позволяли за определенную плату на месяц-два «отдавать к нему в учение» местных птах.
После царского указа от 3 февраля 1892 года (о запрете отлавливания птиц в период весеннего гнездования) курские умельцы стали лепить глиняных соловьев и продавать их на ярмарках. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями». Так и повелось. Соловей стал живым символом Курского края!
Курян за пределами родного края и поныне так величают.
ДНЕПР, ДЕСНА И СЕЙМ
Жил когда-то богатырь по имени Днепр, и была у него дочь – Десна. Веселая и красивая была Десна, а уж умница такая, что другой, почитай, и в целом мире не найдешь. Любил старик дочь, как говорится, души в ней не чаял. Шли годы, Днепр дряхлел, а Десна становилась всё краше и краше. Много молодцев сватались к Десне, но ни один из них не понравился ей. Полюбила она паренька по имени Семь. Он был трудолюбивым, честным и добрым, но не был так резв и умен, как Десна, да и старику-богатырю он не понравился. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.
Но однажды Днепр заболел. Призывает к себе дочь и говорит: «Дочь моя милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Стану омывать города да села, деревни да слободы, степи привольные, бесконечные, луга великие, заливные. Протянусь я до самого моря. И ты, доченька, разлейся рекой близ сердца моего; омывай города и села, леса и степи, луга и пески. Будем вместе жить, и по-прежнему, как любил я тебя, так и буду любить».
– Как же, тятенька, останется без меня мой милый друг Семушка? – зарыдала дочка.
Старик на это отвечает:
– Не горюй, не кручинься, доченька. От судьбы не уйдешь. Если Семушка – твой суженый, быть тебе его подругой, а не суженый – и толковать нечего.
Призвал старик Семушку и говорит ему:
– Мы сейчас с дочкой разольёмся реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с ней, отправляйся за полтысячи верст и оттуда догоняй её. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь – твоя будет; не догонишь – на себя пеняй.
Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Это где текут три Семицы: Донецкая, Сухая и Пузацкая. Разлился и он реченькой, но не быстрой, как Десна и её отец. На пути его были дороги кривые да извилистые овраги, леса и пески сыпучие. Минует пески – чернозём густой не дает ему воли-волюшки. А к тому же и сам не знает, куда направляется.
Тем временем разлились Десна и Днепр. Рвут дубы столетние, обрывы и овраги размывают, роют пески сыпучие, прокладывая себе путь. И как только старик к морю стал подходить, Десна кинулась искать милого. Ещё несколько дней, и минует срок, назначенный батюшкой.
Трудно было ей, но любовь помогла: слились две реченьки – Десна и Семь – слились вместе и послали Днепру привет.
Рад и не рад старик, а должен принять зятя в дом. С той поры все трое живут в мире да согласии. Дочь и зять поддерживают старика своими водами.
ЛЕГЕНДА О КОЛОДЦЕ, ГДЕ РАДУГА ВОДУ БРАЛА
Давным-давно это было. Прошел дождь, и люди увидели в небе над хутором огромную радугу. А когда спустя некоторое время пошли за водой к одному из колодцев, то с удивлением обнаружили, что он пуст. Тогда-то и догадались – это радуга забрала воду!
Постепенно колодец вновь наполнился, но с тех самых пор его воду считают целебной. Ею умываются, пьют. Говорят, что эта вода особенно помогает при болезнях глаз.
Радуга – символ связи двух миров – небесного и земного. Согласно Библии, радуга создана Богом после всемирного потопа как знак умиротворения, обновления земли.
ГОЧЕВСКИЕ КЛАДЫ
Несколько веков назад, когда речка наша называлась не Псел, а Дедня, стоял на его берегах древний город Римов. Это почти в том месте, где сейчас наше село Гочево расположено. И вот однажды город Римов пропал – как в землю ушел. Может, берег осыпался, или еще что. Рассказывают и другое: будто город разграбили и разрушили половцы.
Около городища было огромное болото (его и по сей день Римовым называют). Переправляясь через него, кочевники упустили бочку с золотом. Пытаясь ее достать, они утопили лошадь и несколько воинов. После этого попытки спасти награбленные сокровища были прекращены.
На протяжении веков бочку с золотом видели многие. Она то всплывает, то снова уходит в глубину топи. Люди находили в том месте золотые украшения, ложки, монеты. Но бочку достать не удалось пока никому.
ЗОЛОТОЙ БАРАН
На горе жил гончар, который мечтал найти клад. И не простой, а обязательно несметный. Однажды гончару приснился золотой баран и человеческим голосом сообщил, что в лесу, недалеко от Куриловки, лежит клад. И хотя гончар и мечтал о кладе, в сон не поверил.
Прошло полгода, и сон снова повторился. Теперь баран сказал, что это непростой клад, и если гончар его не возьмет, то клад уйдет глубже в землю, найти его будет очень нелегко. Задумался гончар. Не шел из его головы золотой баран. Бросил работу гончар. Только тем и занимался, что мечтал о кладе. И все ходил куда-то в лес с лопатой. Но ничего путного так и не находил.
Прошел год, опять гончару снится золотой баран и указывает место, где зарыт клад, только идти за ним нужно немедленно. Проснулся гончар: на дворе ночь, идет дождь, а ему, согласно сну, нужно идти семь верст за кладом. Набрался гончар храбрости и пошел искать свой несметный скарб. Долго он плутал по лесу и к утру все-таки набрел на место, которое видел во сне. Посмотрел гончар из-за деревьев на поляну, а на ней лежит золотой баран. Встал гончар как вкопанный и не знает, что делать. Потом приободрился и стал медленно подходить к тому месту, где, переливаясь в лучах восходящего солнца, лежал золотой баран.
Вдруг видит гончар, что баран на его глазах начал исчезать, а когда подошел близко, то совсем исчез. Стал гончар рыть в этом месте яму, рыл целый день, но клада не было. Расстроился гончар, решил копать, пока не стемнеет. Когда стало темнеть, нашел он котел с приваренной к нему крышкой. Хотел вытащить его из ямы, но тут обвалилась земля и придавила гончара. Трудно бы ему пришлось, если бы не вспомнил он о Боге и не стал молиться. С большим трудом и Божьей помощью вылез гончар из глубокой ямы и убежал домой.
На следующий день пошел гончар со своей родней на это место, нашел яму, которая чуть не стала его могилой. Раскопали землю, вытащили котел, сняли крышку, а в ней черепки от битых горшков да всякая плесень.
С тех пор перестал гончар искать несметные скарбы. Взялся за работу, стал горшки крутить да на базаре продавать. Скопил денег и купил тот участок в лесу, где искал клад.
Долго говорили в слободе про неудачные поиски клада да подсмеивались над гончаром. Только вот что чудно: все богаче жил гончар, все лучше шли у него дела. И все стали подумывать, что свой клад он все-таки нашел, только никому рассказывать про то не стал.
Прошло много лет. Уже и два сына гончара женились, завели свои семьи и тоже стали неплохими гончарами. Сыновья и внуки не раз спрашивали его о золотом баране. Смеется старый гончар и говорит: «Про всякого человека в земле есть клад, да только нужно суметь его взять».
СЕРЕБРЯНЫЙ КЛЮЧ
«Раз «атаманы-кудеяры» гнались за одной княжной. Разбежались ее люди, утомились ее лошади, а погоня все ближе и ближе. Чтобы задержать разбойников, бросала княжна в них серебряные деньги, но и это не помогло. Не видя ниоткуда помощи, взмолилась княжна к матери сырой земле: «Мыть – сырая земля, прими меня в свои недра, спаси от гибели и позора!» В тот же миг развернулась перед ней земля и поглотила вместе с лошадьми и повозкой, а на месте провала образовался высокий курган. Ни один мужик не пойдет мимо того кургана в ночь на Светлое Христово Воскресенье. Старики рассказывали, что в этот день княжна выходит из кургана и на его вершине «убирается» в церковь, золотым гребнем расчесывая свои русые косы. А те деньги, что княжна бросала в преследователей, до сих пор находят на «серебряной поляне» и в «серебряном ключе».
СОН СТАРОЙ ИГУМЕНЬИ
Сказывают старики, что монастырская неволя была пуще панской: если раньше был один пан, то его одного и знали, и слушали. А теперь этих панов-то не счесть. И игуменья, и монахиня каждая – пан, даже простая служка над ними свою власть показывала. Не знали, кого и слушать, кому и кланяться. Вот и взмолились наши деды к Богородице: «Мать Пресвятая Богородица, всегда ты нас защищала от бед и напастей, освободи нас от тяжкой неволи!»
И молитва их была услышана: поднялась Владычица сама на их освобождение. Явилась она игуменье во сне, в сиянии, в белой одежде, и два ангела по бокам у нее стоят. Лицо у нее доброе, ласковое, и говорит она игуменье: «Освободи своих крестьян, будет уже, послужили они монастырю».
Игуменья на другой день проснулась и думает: «Коли я отпущу крестьян на волю, что же будет с монастырем? Запустеет он, обезлюдит, некому будет и Бога славить… Нет, думает, этот сон не от Бога, а от дьявола. Дьявол ведь разные виды принимает, может и Богородицей явиться». Подумала так и стала молиться: «Избави, говорит, меня, Боже, от лукавого». А лукавый-то не в ином месте, а у нее в сердце сидел и радовался…
На вторую ночь опять является ей Богородица, и лик у нее уже не такой добрый: «Освободи, говорит, крестьян, а то накажу тебя и всех монахинь твоих». Подумала-подумала игуменья и опять ни на что не решилась. На третью ночь Богородица опять является ей, сердитая, гневная: «Почему, говорит, ты не поступаешь по слову моему, не освобождаешь крестьян? Если завтра этого не сделаешь, на следующую ночь ты и весь монастырь твой примете казнь от меня».
Игуменья как проснулась, тут же послала за своими монахинями и рассказала им все: «Так и так, говорит, являлась ко мне Божья Матерь три раза и приказала отпустить крестьян на волю, а коли, говорит, не отпустите – примете казнь от меня». Монахини все в одно слово сказали: «Нужно отпустить, коли Богородица того хочет». Сейчас же собрали всех мужичков и объявили им свою волю.