Курчатовский район

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Курчатовский район образован в 1928 году как Иванинский район. В 1963 году Иванинский район был упразднён. Курчатовский район образован в 23 марта 1977 года из восточной части Льговского района. Административный центр – город Курчатов.

Численность населения – 17 408 чел. (2021)

 

Курчатовский район Курской области

Глава – Ярыгин Александр Васильевич
тел. 8(47131) 4-33-87
Адрес: г.Курчатов, пр.Коммунистический, 12
Сайт курчатовский-район.рф

Председатель Представительного Собрания Курчатовского района – Шуклина Любовь Станиславовна

 

  • Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47131) 4-32-38
  • Водоснабжение:
    МУП «Комфорт» – 8(47131) 9-31-20 (Дичнянский, Макаровский, Костельцевский, Колпаковский сельсоветы)
    МУП «Дружненское ЖКХ» – 8(47131) 2-14-56 (Дружненский, Чаплинский сельсовет)
    МУП «Иванинское ЖКХ» – 8(47131) 2-12-81 (поселок Иванино)
    АО «Курскоблводоканал» –8(47131) 9-13-39 (поселок имени К. Либкнехта)
  • Газоснабжение – 8 (47131) 9-12-04, 8-920-267-82-58
  • Теплоснабжения:
    МУП «ГТС» – 8 (47131) 2-32-11 (Дичнянский сельсовет)
    МУП КО «Курскоблжилкомхоз»  – 8-903-877-27-58 (поселок имени К. Либкнехта)
    МУП «Иванинское ЖКХ» – 8 (47131) 2-12-81 (поселок Иванино, Дружненский сельсовет)
  • Электроснабжения:
    УК «Жилсервис» – 8 (47131)9-11-05 (МКД в поселке имени К. Либкнехта)
    АО «Курские электрические сети» – 8 (47131)9-11-03, 8-930-857-80-05 (поселок имени К. Либкнехта)
    АО «Курские электрические сети» – 8 (47131) 4-38-76, 8-930-856-46-72 (поселок Иванино, Дичнянский сельсовет)
    ПАО «Россети Центр» – «Курскэнерго» – 8 (4712) 34-99-53, 8-800-220-02-20

 

Пожарно-спасательная часть №9
Адрес: Курчатовский район, поселок имени К. Либкнехта, ул. Карла Маркса д.3
тел. 8 (47131) 9-15-09

 

МО МВД России «Курчатовский»
Адрес: г. Курчатов, ул. Молодежная, д.5
тел. 8 (47131) 4-18-84, 4-23-02

 

ОБУЗ «Курчатовская ЦРБ»
Адрес: Курчатовский район, поселок имени К. Либкнехта ул. Красная Площадь, д.44
Режим работы: понедельник-пятница с 08.00 до 15.42
тел. 8 (47131) 9-15-84

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

КОЖЛЯНСКИЕ СВИСТУЛЬКИ

Деревня Кожля расположена в двадцати километрах от Курчатова. Больше двух веков стоит она здесь. Говорят, что название деревни пошло от первопоселенца Козлова. Местечко так и называлось – Козля. Козлянская волость имелась на карте Курской губернии вплоть до XX века.
Два века назад помещик Денисьев купил эти земли и переселил в Козлю из Полтавской губернии часть своих крестьян. Из Украины, говорят, привезли крестьянки и нехитрое свое ремесло – из глины игрушки да свистульки лепить. «Мы горшки робыли з вику», – говорят кожлянцы. А когда обнаружили на новом месте огромные залежи глины, белой, голубой, желтой, – промысел и развернулся.
Игрушка – не основное гончарное производство, так, безделица. А спрос на нее всегда был – продавали на ярмарках в Кожле, Судже, Курске, Орле и Харькове. Кожлянская свистулька попала даже в Персию и Турцию. Свои изделия кожлянцы не только продавали, но и обменивали на продукты (яйца, хлеб), пряжу.
Ремеслом занимались в основном женщины. От матери к дочери передавались секреты мастерства. Если в семье было пять дочерей, то за год они делали до двадцати тысяч игрушек и свистулек. А это, подишь ты, какой-никакой, а заработок.

 

МАСТЕРА

Старожилы рассказывают, что кожлянские мастерицы, как и гончары, имели свой «устав» – работали по православному календарю: начинали лепить игрушки после уборки урожая и продолжали до самой весны. Останавливалась работа только за неделю до великих праздников – Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Пасхи и Троицы. Грешно было «мять глину» и в воскресные дни. Работу прекращали уже в субботу, за час до службы, когда начинали звонить колокола. Зайди, бывало, в любую хату – везде на подоконниках разложены уточки, птички, олени, собачки, барыни, коники. Они подсыхали до поры до времени. А в мае наступал торжественный момент – обжиг поделок. В пламени горна они сначала чернели, раскаляясь – краснели, а когда температура доходила до 800–900 градусов, – белели. Обжиг производили ночью – побелевшие готовые игрушки были виднее в темноте.
Каждый мастер имел свой почерк не только в лепке, но и в росписи. Использовали фиолетовый, желтый, малиновый и зеленый цвет. Краски разводили на молоке и обязательно добавляли яйцо – «для сочности да прочности». Мастеровым считался двор Ивана Максимовича Ковкина. Дочери Ульянка да Ольга, внуки и правнуки слыли именитыми мастерами. Узоры снимать к ним приезжали со всей России. Потомственными игрушечниками в Кожле считают и семью гончаров Кулигиных, дочерей известного мастера изразцов Никиты Шматкова.
Ульяна Ковкина прожила 93 года, и обе сестры были удостоены звания «Народный мастер России». Внучка Ивана Максимовича Валентина Венедиктовна Ковкина имеет сейчас десятки учеников, преподает искусство лепки детям в Дроняевской школе и строго соблюдает традиции кожлянской игрушки. Она помнит те времена, когда промысел чуть не погиб. В первые годы Советской власти запрещали брать глину из шахты, вырытой в колхозной земле. Народный промысел шел вразрез с идеологией коллективного труда. Игрушечников называли спекулянтами и грозили посадить в тюрьму.
Но промысел жил. Игрушку не переставали лепить и в годы войны. Мать Валентины Венедиктовны вырыла в полу дома яму и добывала там глину. Она была некачественной, игрушки получались темными, но мастерица нашла выход – она покрывала изделия мелом, заваренным кипятком. Свистульками и кормились. За каждую из них в Льгове давали картофелину.
Промысел возобновился только в 70-е годы, когда кожлянской игрушкой заинтересовались в Москве. И пошло-поехало: выставки, поездки, заказы. Многие кожлянские мастера стали тогда членами Союза художников, народными мастерами России, лауреатами государственных премий. Но, главное, не оборвалась ниточка традиций («Як це ж Кожлю бросати…»), не иссяк родник замечательного народного творчества.

 

ДРОНЯЕВСКИЙ РОДНИК

Летом 1905 года молодые парни из окрестных сел пасли ночью коней и уснули. А когда проснулись, то увидели, что кони разбрелись. Пошли парни искать коней. Когда спустились в ров, то на дне рядом с родником нашли икону Казанской Божией Матери. Эта новость облетела все села. Первоначально икону передали в Никитскую церковь, которая стояла в селе Затолокино.
Первого сентября 1908 года в деревне Дроняево Льговского уезда была совершена закладка нового храма в память явления иконы Казанской Божией Матери.
Храм был сооружен на народные деньги. Он был деревянным, построен без единого гвоздя.
В 1912 году строительство было закончено, и храм был освящен. Сюда и была передана икона Казанской Божией Матери.
С любовью и сожалением вспоминают жители села свой красивый храм. Он имел три колокола: один большой и два маленьких. Рядом была часовня. Один маленький колокол был сохранен жителем с. Дроняево Николаем Филипповичем Хлудовым. Со временем он отдал его тогдашнему председателю колхоза А.Р. Локтионову. Тот, в свою очередь, передал колокол в Успенский храм города Курчатова.
Родник, около которого была обретена икона, люди назвали Святой родник. Со временем маленький ров стал большим оврагом и тоже стал называться Святым.
Со слов старожилов хутора, родник был освящен, здесь неоднократно проходило водосвятие. Была построена часовенка. И шли к роднику люди со всей округи. Слава о целительных свойствах воды пережила годы. О последнем чуде – исцелении ребенка – нам рассказала Наталья Алексеевна Абакумова. Привезли в 1975 году к роднику тяжело больного мальчика из Курчатова. Про слышав об источнике, уверовав в исцеление, омыли родители больного в целебной воде. Ребенок выздоровел. И вскоре выше колодца забил новый источник.

 

ИСТОРИЯ ФИРСА

После установления в стране советской власти, в году этак 1925, в разгар сенокоса, в деревню Макаровку пришло письмо, в котором сообщалось, что по разнарядке одному из колхозников предоставляется путевка на курортное лечение.
Письмо из уезда привёез милиционер. Адресовано оно было председателю сельсовета, который, как и все колхозники, тоже косил сено на лугу. Собрали людей, председатель взял бумагу у милиционера и начал читать, что требуется послать одного человека, и запнулся. А народу – интересно, кричат: «Куда? Куда послать-то?». Председатель (в досаде) показывает пальцем вниз, имея в виду – юг. Люди в страхе замерли, подумали – в могилу, ведь председатель показал на землю. Время идёт, сенокос не ждёт, председатель кричит, давайте, мол, решайте скорее – кого пошлём. Стали гадать – умирать-то никому не хочется. Тут кто-то выкрикнул имя Фирса, мотивируя тем, что он старый и живет с бабкой вдвоём, детей нет. Ему всё равно умирать, а бабке, мол, поможем, чем сможем. Собрание проголосовало единогласно. Фирс пошёл домой прощаться с бабкой. Милиционер пообещал подвезти до района «новопреставленного». А вечером Фирсовой жене стали приносить во двор кто утку, кто гуся, кто курочку.
Смотрит баба, ничего не понимает, мужа-то увезли, а птицы полный двор нанесли. Бегает, плачет, птицу в сарай загоняет.
Тем временем милиционер доставил Фирса на вокзал, посадил в поезд, который понес старика в Крым на отдых. Едет Фирс, вздыхает, с боку на бок переворачивается, кряхтит. Утром прибыл он на место, поместили его в санаторий. Вымыли в ванне, побрили, одели в пижаму, накормили сытным обедом и объявили «мёртвый час». А Фирс и подумал, что его перед смертью помыли, накормили, а теперь поведут в палаты помирать.
Зашёл он в комнату, улёгся на койку возле окна, накрылся одеялом, а сам подсматривает одним глазком. Прислушался Фирс, вроде бы все уснули, одел халат, открыл окно и был таков. Бежит, сам оглядывается, не гонятся ли за ним. Видит — священник в рясе работает в поле, подошёл к нему и говорит, давай, мол, батюшка поменяемся одеждой, ты посидишь под ракитой, а я за тебя поработаю. Поп охотно согласился.
А в санатории переполох – пропал отдыхающий. Завхоз оседлал коня и помчался вдогонку за Фирсом. Едет и видит пашущего попа. Подъезжает и спрашивает: не видел ли он пропавшего отдыхающего, а Фирс с перепуга показывает на ракиту. Завхоз как увидел человека в санаторском халате и давай его кнутом стегать, приговаривая: «Я научу тебя порядку». Пока поп опомнился, завхоз ему всыпал кнута. Тут поп и говорит, что это тот, кто пашет, попросил его переодеться, а он, мол, сельский священник. Забрал завхоз Фирса обратно в санаторий и по дороге спросил о причине побега. Выслушал его и от смеха чуть не помер. Потом объяснил отдыхающему, что после обеда положен час отдыха, то есть мёртвый, или тихий, час. Но Фирс всё же не поверил. Вернувшись в санаторий, увидел, что все его товарищи по палате живы и здоровы, гуляют по парку и смеются над Фирсом.
Через два дня после побега в санаторий приехал «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Ему рассказали историю Фирса, и он пригласил его к себе на беседу. На следующий день Михаил Иванович купил Фирсу в магазине костюм, туфли парусиновые, шляпу, тросточку и пригласил старика на прогулку. Старик так преобразился, что и на старика-то стал вовсе не похож!
А у Фирса заканчивался срок путёвки. Прощаясь, Михаил Иванович Калинин дал ему немного денег и в подарок передал жене Фирса красивое платье. Тем временем жена нашего героя, считая мужа мёртвым, собралась замуж за кривого псаломщика, служившего в сельской церкви. В день приезда Фирса должна была состояться их свадьба.
Приезжает Фирс на станцию Лукашевка, нанимает извозчика и едет домой. Подкатывает к дому, а там свадьбу справляют. Входит Фирс, а его никто не узнаёт. Смотрят все на важного господина с тросточкой, в шляпе, гладко выбритого, с трубкой во рту, с чемоданом в руках. А жена его смотрела, смотрела да как закричит: «Фирс, милый мой, откуда же ты взялся?». А сама давай колотить псаломщика. Люди не поймут, где она увидела Фирса. А важный господин вошёл в хату, обнимает и целует бабку, подаёт ей из чемодана подарок – платье от М.И. Калинина.
По деревне вмиг разнеслась весть о возвращении с того света бедного Фирса в образе знатного господина. Сбежались и стар и мал посмотреть на Фирса. Смотрят и диву даются: до отъезда в заплатанных портках ходил, а тут разодет да и бабке обнову привёз. А как изменился: причесан, гладко выбрит, говорит культурно, не так как раньше: «Чаво табе?», а «Что вам угодно, товарищ?». Вскоре Фирса избрали председателем комитета бедноты и стали величать по отчеству – Фирс Иванович.
Такая вот история приключилась в деревне Макаровка на заре советской власти.