КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Курск – административный центр Курской области, где проживают более 448 тысяч человек. Впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского в 1032 году.
Город Курск
Глава – Куцак Игорь Вячеславович
тел. (4712) 55-47-01
Адрес: г. Курск, ул. Ленина, 1
Сайт kurskadmin.ru
Председатель Курского городского Собрания – Токарев Владимир Валерьевич
Сайт gorsobranie-kursk.ru
Номера аварийных бригад:
- Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – (4712)51-92-80; (4712) 51-92-89
- Водоснабжение: 8(4712) 70-06-14, 8(4712) 70-11-69
- Газоснабжение: 04
- Теплоснабжение: 8(4712)39-48-64, 39-48-68, 39-48-39
- Электроснабжение: 8(4712) 35-09-11, 39-35-00, 8(800) 505-01-15, 8(4712) 76-02-70
Центральный пункт пожарной связи расположен по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116Б.
ЦППС СПТ Главного управления МЧС России по Курской области:
– вызов с городского телефона 01;
– вызов с мобильного телефона 101.
ОТДЕЛЫ ПОЛИЦИИ:
- Северо-Западный отдел полиции УМВД России по городу Курску – 58-33-90;
- Северный отдел полиции УМВД России по городу Курску – 58-33-60;
- Сеймский отдел полиции УМВД России по городу Курску – 32-00-62;
- Западный отдел полиции УМВД России по городу Курску – 32-39-59;
- Железнодорожный отдел полиции УМВД России по городу Курску – 34-00-64.
Дежурная часть 8(4712) 70-22-06, 36-82-45, телефон горячей линии 36-88-44.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
- ОБУЗ «Курская областная многопрофильная клиническая больница»
305007, г. Курск, ул. Сумская, 45 А
сайт: kurskokb.ru
Приемная – 35-97-06
- ОБУЗ «Областная детская клиническая больница»
305035, г. Курск, ул. Кольцова,11 А
сайт: kurskodkb.ru
Приемная – 54-64-78
- ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница имени святого великомученика и целителя Пантелеимона»
305014, Курская область, Курский район, пос. Искра
сайт: kpbkursk.ru
Приемная – 55-43-88
- ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр»
305004, г. Курск, ул. Садовая, 42 А
сайт: vision-кursk.ru
Приемная – 74-04-99
- ОБУЗ «Областной перинатальный центр»
305005, г. Курск, проспект Вячеслава Клыкова, 100
сайт: opckursk.ru
Приемная – 32-50-33
- ОБУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер»
307011, Курская область, Курский район, д. Щетинка
сайт: kurskokptd.ru
Приемная – 34-45-06
- ОБУЗ «Курский онкологический научно-клинический центр имени Г.Е. Островерхова»
1) 305035, г. Курск, ул. Пирогова, 20
2) 305524, Курская обл., Курский р-он, Рышковский с/с, х. Кислино, ул. Елисеева 1
сайт: onco46.ru
Приемная – 73-19-00 (х.Кислино)
- ОБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
305000, г. Курск, ул. Радищева, 42
сайт: cmpkursk.ru
Регистратура – 70-05-68
- ОБУЗ «Областная клиническая инфекционная больница им. Н.А.Семашко»
305007, г. Курск, ул. Сумская, 45г
сайт: kurskokib.ru
Приемная – 33-08-80
- ОБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн»
305045, г. Курск, ул. Крюкова, 32
сайт: veteran.kursk.su
Приемная – 24-31-61
- ОБУЗ «Областная клиническая наркологическая больница»
305035, г. Курск, ул. Дружининская, 2
сайт: onb46.ru
Приемная – 54-72-87
- ОБУЗ «Курская областная клиническая станция переливания крови»
305035, г. Курск, ул. Кольцова,11
сайт: yadonor46.ru
Приемная – 54-93-15
- ОБУЗ «Областное патологоанатомическое бюро»
305007, г. Курск, ул. Сумская, 45 А
сайт: opab-kursk.ru
Начальник – 35-43-83
- ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»
305000, г. Курск, ул. С. Саровского, 8
сайт: sudmed46.ru
Начальник – 70-18-69
- ОБУЗ «Курская областная стоматологическая поликлиника»
305004, г. Курск, ул. Радищева, 109
сайт: kurskgorstomat.ucoz.ru
Приемная – 58-86-32
- ОКУЗ «Областной специализированный Дом ребенка»
305008, г. Курск, ул. Пучковка, 38
сайт: dom.swsu.ru
Приемная – 52-65-36
- ОКУЗ особого типа «Курский областной медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв»
305000, г. Курск, ул. Радищева, 4
Приемная – 70-00-78
- ОКУЗ «Курский территориальный центр медицины катастроф»
305004, г. Курск, ул. Перекальского, 5
Директор – 58-78-77
- АУЗ Курской области «Курский областной санаторий «Соловьиные зори»
305018, г. Курск, 3-й Краснополянский переулок, 1
сайт: solzor.ru
Приемная – 37-40-94
- ОБУЗ «Курская городская больница №1 имени Николая Сергеевича Короткова»
305004, г. Курск, ул. Семеновская, 76
сайт: gbk-kursk.ru
Приемная – 70-27-92
- ОБУЗ «Курская городская больница № 2»
305035, г. Курск, ул. Дзержинского, 81
сайт: kursk-obuzgb2.ru
Приемная – 54-77-48
- ОБУЗ «Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи»
305035, г.Курск, ул.Пирогова,14
сайт: bsmp-kursk.ru
Приемная – 52-98-53
- ОБУЗ «Курская городская больница № 3»
305018, г. Курск, ул. Обоянская,16
сайт: gb3-kursk.ru
Приемная – 37-04-82
- ОБУЗ «Курская городская клиническая больница № 4»
305026, г. Курск, 2-й Промышленный пер.,13
сайт: muzgkb4.sovtest.ru
Приемная – 24-15-75
- ОБУЗ «Курская городская поликлиника № 5»
305040, г. Курск, ул. Запольная, 43 А
сайт: tmo5.ru
Приемная – 53-05-78
- ОБУЗ «Курская городская больница № 6»
305022, г. Курск, ул. Союзная, 30
сайт: курскбольница.рф
Приемная – 26-17-23
- ОБУЗ «Курская городская поликлиника № 7»
305047, г. Курск, ул. Заводская, 25
сайт: poliklinika7-kursk.ru
Приемная – 35-37-35
- ОБУЗ «Курская городская детская поликлиника № 5»
305040, г. Курск, ул.В. Казацкая, 152
сайт: kgdp5.ru
Приемная – 53-66-11
- ОБУЗ «Курская городская детская поликлиника № 7»
305007, г. Курск, ул.Сумская, 37 Б
сайт: kgdp7.ru
Приемная – 35-04-87
- ОБУЗ «Курская городская детская поликлиника № 8»
305048, г. Курск, пр. Энтузиастов, 18
сайт: muzdp8.ru
Приемная – 52-54-49
- ОБУЗ «Курская городская детская стоматологическая поликлиника»
305021, г. Курск, ул. К. Маркса, 72/11
сайт: dspkursk.ru
Приемная – 53-33-40
- ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи»
305023, г. Курск, ул. Энгельса, 10 В
сайт: kgssmp.ru
Приемная – 72-51-00
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Мемориальный комплекс «Курская дуга»
Создание крупного мемориала в честь разгрома немцев в битве на Курской дуге было приурочено к 55-ой годовщине Великой Победы. На аллее вдоль проспекта Победы расположены 24-метровая Триумфальная арка со статуей Георгия Победоносца, могила Неизвестного солдата, трехъярусный храм с высеченными именами павших воинов, памятник Г. Жукову, памятник погибшим курянам. А также представлены образцы военной техники, задействованной в сражении.
Курский Знаменский Богородицкий монастырь
атой основания одного из самых старых монастырей Курского края считается 1613 год. Строили его по указанию Михаила Романова, только взошедшего тогда на престол. На протяжении трех столетий в стенах обители хранилась одна из самых почитаемых святынь – чудодейственная Коренная икона Богоматери. Ежегодно отсюда совершался крестный ход с передачей иконы в Коренную пустынь. С 1924 года монастырь был упразднен и полуразрушен. Восстановление началось в конце прошлого века.
Курский областной музей археологии
Изначально все археологические находки хранились в фондах краеведческого музея. И лишь в начале 90-х годов был создан самостоятельный археологический музей. Его экспозиции, посвященные разным периодам истории Курского края, разместились в стенах великолепного купеческого особняка. Здесь представлены оригинальные коллекции орудий труда, военных доспехов и оружия, украшений, монет, бытовых предметов, керамики. Особо интересна коллекция «Золото гуннов».
Курский областной краеведческий музей
Один из самых старых и заслуженных музеев области был основан в начале прошлого века. Его фонды насчитывают более 180 тысяч уникальных экспонатов. Это и редкие рукописи, и старинная мебель, и коллекция народных костюмов, и оригинальные изделия из керамики, бисера, дерева, фарфора, металла и многое другое. Располагается музей в историческом здании позапрошлого века – бывших архиерейских палатах на территории Знаменского собора.
Картинная галерея имени Дейнеки
Около 10 тысяч ценных экспонатов хранятся в фондах художественного музея Курска. Это произведения как русских мастеров живописи, графики, иконописи, народного творчества, так и представителей итальянской, голландской, французской школы. Особое внимание в галерее уделено творческому наследию талантливого земляка курян – художника Александра Дейнеки. Коллекция его работ содержит более 1000 единиц. В стенах музея работает единственная в регионе реставрационная мастерская.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
СТЕНЬКА РАЗИН И ЕГО БРАТЕЦ ФРОЛКА
Весной 1670 года пришли в Курск тайно «прелестные» письма Степана Разина «по всей черни» с призывом к восстанию. Знал Степан о волнениях в Курске, вот и писал, что вскоре будет со своим войском. А из Москвы от царя тоже пришла грамота «чинить промысел над воровскими казаками, не прельщаться никакими прелестями вора Степана Разина и против него стоять и биться». Поэтому куряне были глухи к призывам Разина.
Судьба все-таки привела Степана в Курск, но не в качестве триумфатора, а пленника. Вместе с братом Фролкой томился он в подвале боярского дома под неусыпным надзором стрельцов. Государственный преступник, конечно же, заслуживал такого отношения.
Понятно было, что Разин будет четвертован, а потому относились к нему бережно – не били, не пытали. Казнить должны были не искалеченного, которому и свет уже не мил, а человека в нормальном состоянии, полном сил, чтобы ему труднее было расставаться с жизнью.
Вот и берегли его пуще собственного глаза.
ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ
В Курске много ходит слухов и легенд о подземных ходах и замурованных в них сокровищах. Когда в 1782 году Екатерина II утвердила план застройки центральных улиц города каменными домами, такие дома могли построить только богатые люди. Следовательно, они строили не только подвалы для хранения овощей и фруктов, но и тайники. Есть легенда и более древняя. В период монголо-татарского нашествия при осаде курской крепости всех женщин, стариков и детей тайно вывезли и укрыли в лесу, а все ценности замуровали в подземельях. Ворота крепости, несмотря на требования врага, защитники не открыли, сражались до конца и были все истреблены.
Женщины, старики и дети в это время укрывались в лесах и не знали о замурованных сокровищах, думали, что всё досталось врагу. Защитников крепости похоронили и начали восстанавливать крепость, а сокровища якобы до сих пор сокрыты.
Считается, что город Курск стоит на монолитном основании, не содержащем пустот и пещер. Поэтому все подземелья и подземные ходы являются делом рук человека.
По легендам, первые подземные ходы были проложены строителями Курской крепости. Они предназначались для связи главных оборонительных сооружений в разведывательных целях, выхода за пределы крепости, для тайного прохода в крепость подкрепления и снабжения водой и продуктами.
После строительства женского (Верхне-Троицкого) и мужского (Знаменского) монастырей монахи проложили или обновили ранее проложенные подземные ходы. Монастыри представляли собой надёжные оборонительные сооружения, расположенные внутри крепостей. Если противник брал основную крепость, то воины укрывались в монастырях. При осаде их неприятелем для связи между монастырями использовались кодированные колокольные звоны, а для пополнения продуктами и воинами – подземные ходы. Это были сложные инженерные сооружения с вентиляционными каналами.
ЛЕГЕНДЫ О КУДЕЯРЕ
Самым знаменитым из всех промышлявших на курской земле разбойников был таинственный Кудеяр. Имя его известно далеко за пределами Черноземья. Множество холмов, рощ, яров и курганов носят имя этого человека. Само происхождение его окутано тайной. Вот что говорят об этом предания.
Кудеяр был единокровным братом Ивана Грозного. Матерью его была первая жена Василия III, которую тот из-за длительного бесплодия заточил в монастырь. Там она вскоре и родила мальчика, назвав его Юрием. Говорят, что его еще в младенчестве выкрали татары. Они-то знали, чей он сын.
Прозвище свое «Кудеяр» он получил от татар, среди которых вырос. Когда Кудеяр подрос и возмужал, он собрал войско из вольных людей и с ними долгое время совершал дерзкие грабежи по всей южной границе Русского государства. Говорят, что так он мстил за отнятый у него престол, за смерть любимой жены, зверски замученной в Москве Иваном Грозным.
Рассказывают, что Иван Грозный сам привлекал разбойничьего атамана Кудеяра к борьбе против врагов русской земли и в награду якобы тот получил руку дочери царя.
В Крымском походе он попадает в плен и идет на хитрость: соглашается на все, что предлагает ему хан: принимает магометанство, женится на его дочери. Именно здесь ханский зятек получает имя Кудеяра. Но при первой же возможности Кудеяр бежит на Русь. По возвращении узнает, что Грозный казнил его жену и ребенка за измену мужа. Тогда Кудеяр снова уходит в разбойники и становится грозой для царских войск.
За долгие годы разбойной жизни Кудеяр накопил несметные богатства. Ну не возить же их с собой! Вот он и прятал их в различных тайниках, в том числе и в пригороде Курска – в погребах Ямской слободы.
В наших краях разбойничал и Кудеяр. Везде побывал, много кладов зарыл, да все с проклятиями. Говорят, он колдуном был. Такою силой владел, что один глаз мог спать, а другой сторожить: нет ли погони где. Правый глаз заснул – левый сторожит, левый спит – правый сторожит. Как завидит сыщиков – бросит на воду полушубок, на котором спал, и станет полушубок лодкой с веслами; сядет Кудеяр в лодку – и поминай как звали. Умер он своей смертью – никак изловить его не могли.
По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения: во-первых, потому, что щадили крестьян, относясь к ним дружелюбно, и крестьяне сами им усердно помогали, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.
Если случалось им останавливать бедняка – крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, поили водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали богатых, то не церемонились с ним, обирали начисто и отпускали в чем мать родила.
Жители Льговского уезда называли разбойников «воропанами», по имени одного из помещиков, промышлявшего в этих краях разбоем, – Воропанова.
Кудеяры – разбойники, говорили на непонятном языке, у них были свои поселки в глухих местах, в лесу, среди болот. Жили они в длинных избах – общих для всей братии. Один священник захотел попасть в их селение и пошел на хитрость. Он лег на тропинку, ведущую к кудеяровскому селению, его пожалели и принесли в стан. А произошло это под самый главный праздник кудеяр. Чтобы священник ничего не видел, ему надели на голову мешок и связали руки и ноги. Но любопытный гость прокусил мешок и подглядывал за празднеством в образовавшуюся дыру. Видит он, как на площадке посреди стана на столбе висит баран из чистого золота, а вокруг кудеяры хороводы водят.
Утром священника проводили до ближайшего села. А тот осмелел и рассказал, что видел, как они золотому барану поклонялись: «Отдайте мне барана, а не то всех вас за идолопоклонство в огне сожгут!». Отпустили кудеяры священника и решили уйти из этих мест; барана в землю закопали, а сами ушли – кто в Сибирь, а кто в Карпаты. Говорят, что до сих пор там, где зарыли барана, земля гудит по ночам. Многие копали, но никто не нашел клада.
В конце жизни Кудеяр раскаялся в своих злодеяниях и дал обет – срубить своим мечом огромный дуб, росший на Кудеяровой горе близ его пещеры. Лишь ценой огромных усилий ему удалось выполнить свой обет, а выполнив его, он стал монахом Соловецкого монастыря, где и умер в преклонном возрасте под именем старца Питирима. На Кудеяровой горе делали раскопки, обнаружили и огромный дуб, и лежащий рядом с ним меч.
ШУТКА СУВОРОВА
Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов(9), как известно, был щуплым и невысоким. И денщиков себе выбирал под стать – маломерков. Когда войска Александра Васильевича, отправленные на войну с турками, достигли Курска, то тут и разместились на ночлег.
Любил Суворов пошутковать ой любил… Вот и решил денщика обрядить в генеральскую форму, а самому надеть простую солдатскую шинель. В таком виде они и появились на постоялом дворе Матвея Семенова, сына Кудрявцева.
Хозяин, как увидел генерала, так согнулся в три погибели, лебезил перед ним и самую лучшую светлицу предоставил для отдыха. А денщику сказал: «Куда ты прешь, ай думаешь, и для тебя хоромы готовы?» И, схватив Суворова за рукав шинели, потащил в закут, где было прошлогоднее сено: «Ложись, служивый, отдыхай!»
Наутро розыгрыш обнаружили. Ой, что тут было! Кудрявцев на коленях при Александре Васильевиче ползал… Но Александр Васильевич только смеялся. Он ведь с солдатами все делил: и горе, и радости.
КОМАРИНСКИЙ МУЖИК
Давным-давно, еще при Иване Грозном, в курские земли ссылали непокорных власти людей. Селились здесь и беглые, и те, кто пробирался на Дон за волюшкой. Были это люди отчаянные, смелые, непокорные. Вливались они и в разбойничьи шайки, коих на курской земле было множество. Разбойники, обустроившись, оседали в хуторах, а бездомные да беспризорные ютились по чужим избам, в наскоро сколоченных пристройках. Назывались эти жилища – каморы (камары). Отсюда и название – камаринский мужик – отчаянная голова.
А камаринский – значит вор, разбойник. Ворами в те времена называли не только людей, промышлявших разбоем, а всех непокорных, недовольных властью. И Емельку Пугачева в документах называли вором, и всех орловско-курских мужиков, примкнувших к восстанию под предводительством Ивана Болотникова, ходивших «воевать Москву».
Говорят, что под Тулой восставшие потерпели поражение. Самому Болотникову выжгли глаза и утопили его в проруби, а крестьян вернули в курско-орловские земли в качестве крепостных.
О ТОМ, КАК КУРСКИЙ КУПЕЦ ПОБЕДИЛ АТАМАНА
Возможно, в Курске никогда бы не было одного из красивейших его храмов – Сергиево-Казанского собора, если бы не происшествие, случившееся с одним курским купцом – Карпом Ефремовичем Первышевым. Под самую Пасху 1752 года его захватили разбойники и увезли в свой табор, рассчитывая на богатый выкуп.
Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего и мечтать. После полуночи атаман, будучи христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Уличив удобный момент, ловкий купец бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в горло. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм – средствами на это он теперь вполне располагал.
НА РАСПУТЬЕ ДУБ, НА НЕМ ТРИ ГРАНИ…
Долгое время Курский край являлся «землей обетованной» для многочисленных шаек разбойников и грабителей, причиной чего было его пограничное положение, редкое население и относительная слабость центральной власти.
На севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли, хотя при этом они сами не гнушались заниматься разбоем и грабежом. В 1549 г. ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: «Наши люди ходили в Москву с торгом, и, как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили».
Однако, несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского порубежного населения, основная часть «ватаг» формировалась за счет беглых людей из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники, которых немало бродило по этим местам. О себе эти люди говорили: «На распутье дуб, на нем три грани, едина в Крым, другая в Русь, а третья в наши станы».
Поживу себе искали они за счёт татар и за счёт «литовских людей», не брезгуя грабежом и соотечественников.
Так, известно, что в первые годы XVII века «воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Семи [Сейму]», причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам. Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова. Однако искоренить порубежный разбой полностью не удавалось, тем более что у грабителей иногда находились высокие покровители.
ЗОЛОТОЙ КОНЬ МАМАЯ
Хотел Мамай въехать в Москву на золотом коне. Но после поражения на Куликовом поле бежали татары через курские земли. Тяжело было тащить золотого коня уставшим ратникам. Что делать? Всю ночь думал Мамай. И всю ночь горели костры у его шатра.
Когда стало светать, увидел хан сквозь утренний туман высокие холмы. Решение пришло сразу. Приказал Мамай закопать золотого коня. Семь дней и ночей носили его воины землю, семь дней и ночей насыпали над конем курган, пока не сравнялся он с соседними Тепловскими высотками.
Прошло много времени. Зарос курган травою и деревьями. И уже не найти, не отличить его среди других холмов, не узнать, где хранится золотой конь Мамая
ПАЛАТЫ РОМОДАНОВСКИЕ
В начале XX века председатель Курской архивной комиссии Александр Кобылин опросил старожилов Закурной слободы (ныне улицы Гайдара) и записал много легенд, связанных с историей палат Ромодановских. Как гласят предания, здание было возведено при царе Борисе Годунове и предназначалось для монахов мужского Троицкого монастыря.
Есть и другая версия. Говорят, что знаменитые палаты у Троицкого монастыря были построены боярами Ромодановскими – Петром, Григорием и Михаилом, сменявшими друг друга в должности курских воевод в конце XVI – начале XVII века.
Говорили, что раньше существовала галерея, соединявшая дом Ромодановских с Нижне-Троицкой церковью, находящейся неподалеку. Это было в обычаях русских князей – строить подобные галереи для перехода из жилых помещений в смежные церкви. Но местные жители до сих пор говорят о подземных ходах, которые тянулись отсюда в разные части города.
Рассказывают, что перед самой войной хозяйками дома были Софья и Надежда Блюм. Надежда была замужем за немцем, инженером-железнодорожником, он умер ещё до войны. Софья – его сестра. Когда немцы заняли город, их не тронули якобы из-за фамилии. Во время оккупации Курска Надежда, в мирной жизни – инспектор школ, работала директором ресторана на Красной площади. В их доме расположился комендант города, который и не подозревал о том, что в громадном подвале этого здания находились наши разведчики. По подземному ходу они пробирались в Нижне-Троицкую церковь и с колокольни подавали сигналы нашим самолётам. Используя подземные ходы, они выводили раненых из Ромодановских палат, где немцы держали пленных. Естественно, соседи, не зная всей правды, смотрели на Софью и Надежду Блюм косо, как на фашистских пособников. Как же они удивились, когда женщины после освобождения города получили боевые награды!
Но самая известная легенда о палатах бояр Ромодановских связана с именем Степана Разина (см. легенду «Степан Разин и его братец Фролка»). Многие говорили о том, что его держали в подвалах палат прикованным цепью к стене. Есть документы, подтверждающие, что Степан Разин и его брат Фрол, везде следовавший за ним тенью, были захвачены предателями из Казацкой слободы и доставлены в Курск. Воевода Ромодановский доносил, что 21 мая 1671 года атаман донских казаков Яковлев привёз Стеньку Разина и брата его Фролку в Курск. На следующий день утром их под стражей перевезли в Москву, где и казнили.
ИВАШКИН КЛАД
Жил-был в Курске перед войной мужик. Звали его Ивашка Горохов. Мужик как мужик – как все, ничем особенным не выделялся, только страшно любил в кирзовых сапогах ходить. Правда, была у него еще одна страсть: любил монетысобирать. Нет, не подумайте, что милостыню, словно нищий. Монеты не ходячие, старинные всякие. Конечно, и не старинные тоже.
К нему даже из Ленинграда приезжали. Иной – купить какую-либо, другой – сменять…
А тут война. И уж немцы вот-вот в Курск войдут. Засуетился Ивашка, не знает, что делать с собранным добром. Ехать и везти с собой почти два пуда металла рискованно, в дороге всяко может быть. Да и тут, в доме, держать опасно.
Решил он припрятать все собранное в подземелье. Знал Ивашка одно такое, про которое никто, кроме него, не ведал.
Ну, и спрятал. И все было хорошо почти до самого освобождения от оккупантов. А перед самым приходом наших донес кто-то на Ивашку, что тот нумизмат, и потащили его к самому коменданту. Конечно, в домике его на Борзенковской все вверх дном перевернули: и полы подняли, и чердак переворошили, только ведь чего нет в доме, того и не найти. А что все монеты в подземелье, Горохов не признался, хотя и отхлестали его шомполами до кровавого месива на спине и ниже. Еле очухался. Уже наши Курск освободили, а он и подняться не может, чтоб встретить освободителей.
Лишь через неделю стал понемногу передвигаться. Выжил, одним словом.
Но тут новая напасть. Теперь пришел советский комендант, да еще и городской начальник с ним. Опять «за рыбу деньги»… Не может ли Горохов передать свои накопленные кружочки в фонд восстановления разрушенного города?
Развел Ивашка руками, как рыболов, показывающий, какую большую рыбу упустил… Нет, мол, ничего, все немцы взяли, да еще и чуть шкуру совсем не сдернули. Ну нет, так нет. На нет и суда нет. Поверили, не поверили – кто про то знает?!
К концу лета решил Ивашка навестить свой схрон. Осторожно пробрался к лазу в подземелье, и вот он уже там.
Включил фонарик, тихонько пробирается, а сердце ёкает. Сейчас, вот еще десяток – другой метров, и он на месте.
Да вдруг, что такое?! Яркий свет из глубины и окрик по-немецки:
– Хальт, хенде хох!
Что за наваждение? Оторопел Ивашка и даже фонарик выронил.
А над ним – автоматная очередь. Упал Горохов на землю да кубарем по подземелью к выходу. Вылетел на свет Божий и не поймёт, что такое? Война давно кончилась, а в подземелье ещё воюют…
Долго дома размышлял обо всём, но так ни к чему и не пришёл. Только решил всё-таки ничего никому не говорить. Обождать надо. Немцы или помрут там, или всё равно уйдут, не могут же без пищи и воды…
В октябре, когда пошла по земле первая снежная поземка, решил Ивашка вновь навестить свой схрон. Осторожно вошел. Было тихо, и он, по-кошачьи переступая ногами, стал углубляться в потайной ход. Но прошел всего лишь несколько метров, и вновь над его головой залетали пули. Автомат…Чертыхаясь, Горохов вылетел из подземелья. Близких людей у него не было, что делать, он не знал. Ещё несколько раз пытался Ивашка пробраться к своему кладу, но как только он входил в подземелье, начиналась стрельба из автомата.
Ивашка расстраивался, началась болезнь сердца, да и голова не радовала, всё досаждала жутко неприятными мыслями… А тут ещё совсем крутая неприятность, весенний паводок наделал дел: вход в подземелье обрушился так, что без больших раскопок туда было не войти.
Не дождавшись Дня Победы, Иван Горохов скончался. А клад его и ныне там.