КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Черемисиновский район образовался в 1928 году, в 1934-м вошел в состав Курской области. В 1963 году в ходе реформы район был упразднен, а в 1967 восстановлен. Административным центром района является п.г.т. Черемисиново.
Численность населения на 1 января 2022 составляет 8 351 человек.
Черемисиновский район Курской области
Глава – Игнатов Михаил Николаевич
тел. 8 (47159) 2-14-90
Адрес: Черемисиновский район, п. Черемисиново, ул. Советская, 2
Сайт cher.rkursk.ru
Председатель Представительного Собрания Черемисиновского района – Воронов Игорь Иванович
- Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47159) 2-17-52
- Водоснабжение – 8-951-313-13-89 (сельские поселения)
- Газоснабжение – 8 (47159) 2-13-19
- Электроснабжения – 8 (47159) 38-13-31
Пожарная часть №46
Адрес: Черемисиновский район, п. Черемисиново, проезд Петровский д.4
тел. 8 (47159)2-10-01
Черемисиновский пункт полиции МО МВД России “Щигровский”
Адрес: Черемисиновский район, п. Черемисиново, ул. Комсомольская, д. 2
тел. 8 (47159) 2-13-49, 2-13-02
ОБУЗ «Черемисиновская ЦРБ»
Адрес: Черемисиновский район, п. Черемисиново, ул. Комсомольская, д. 30
Режим работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, суббота с 9.00 до 13.00
тел. 8 (47159) 2-13-89
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
О БИТВЕ РУСИЧЕЙ С НОГАЙСКОЙ ОРДОЙ
Рассказывают, что, когда шведский король Карл XII(1) пошел войной на Русь, он подговорил пойти на нас и поляков, и турок, и предателя Мазепу – чтобы одновременно начать войну с войском Петра I(2) на разных фронтах.
Заключили такой договор шведы и с татарами – Ногайской ордой Большого улуса, которые считали себя законными наследниками владения курскими землями.
И поэтому стотысячная армия ногайцев через Ливны подошла к нашему краю и остановилась у села Красная Поляна. Здесь должно было произойти решающее сражение.
Рассказывают, что у татар был небывалый богатырь: три сажени ростом, голова на нем как пивной котел, косая сажень в плечах. В походе его возили позади войска на колеснице, запряженной несколькими парами лошадей.
В ночь перед сражением курским порубежникам удалось подготовить несколько хитроумных ловушек. К этому же времени к Красной Поляне подошел и отряд петровского регулярного войска с тремя пушками. Отряд спешил на помощь ливенцам, но опоздал. Лагерь царских ратников, замаскированный кустарником, расположился между рекой Тим и правым берегом ручья, который бежит по Становому Логу.
Отдохнувшие ордынцы двинулись на село Савины.
Вокруг росли густые дубравы, в которых русским было нетрудно скрывать отдельные отряды и даже передвигаться в нужном направлении. Вражеское войско находилось на открытой местности и было на виду у курского ополчения. Ружейная и пушечная пальба из леса остановила наступление орды на Савины. С этого мгновения началось ужасное побоище.
Во время битвы ногайский великан четырехпудовым мечом нанес курянам не меньший урон, чем вся орда, и вызвал страшную ненависть. Куряне, якобы отступая, заманили татарского витязя в обрывистый отвершек, который позже назвали «Безголовый Верх».
Здесь он был повержен выстрелом из кремниевого ружья. Когда же великан упал, ему, еще живому, отрубили голову.
На следующий день после победы над татарами огромная толпа курян со всей округи собралась на Красную Поляну. Раненых развезли по домам, а убитых порубежников и царских солдат по христианскому обряду похоронили на погостах ближних церквей. Ордынцев закопали в одну яму, а обезглавленный труп ногайского великана был брошен в трясину. Голову же его в железном шлеме, подвязанном под подбородком цепью, народ прикатил с криком и свистом к Голубцу – памятному знаку на ордынской могиле, где навсегда оставили ее в назидание захватчикам русской земли.
В селе Чернянка Черемисиновского района старожилы рассказывают о странном случае, произошедшем еще до революции. Стали весной люди пахать землю и везде (в огородах, в полях) находили множество черепов. «Мертвые головы» являлись путникам на дорогах, беспокоили пастухов в ночном, заглядывали даже в окна, а в лунную ночь их можно было видеть на кольях тына почти у каждой избы. Напуганные люди обратились к священнику с просьбой захоронить черепа и отслужить панихиду, что и было сделано. Черепа снесли в общую братскую могилу и установили над ней «голубец», какие ставили в древности на захоронениях. Старики говорят, что более трехсот лет назад, здесь произошло огромное побоище – битва с татарами. Много воинов полегло, да не всех, видимо, удалось захоронить, вот они и взывали к людям. А когда похоронили их останки, как полагается, так и видения исчезли, больше никого не тревожили.