Беловский район

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Белов­ский район стал существовать, как самостоятельная административно-терри­ториальная единица и был занесен в государственный реестр 30 июня 1928 года на основании Постановления ВЦИК РСФСР.

Население района на 1 января 2022 г. составило 14 576 человек.

 

Беловский район Курской области

Глава – Волобуев Николай Викторович
тел. 8 (47149) 2-15-35, 2-12-08
Адрес: Беловский район, слобода Белая, Советская площадь, д. 1

Сайт bel.rkursk.ru

Председатель Представительного Собрания Беловского района – Афанасова Елена Николаевна

 

  • Номер Единой дежурно-диспетчерской службы – 8 (47149) 2-13-83, 8 903 027 0060
  • Водоснабжение – 8 (47149) 2-11-60
  • Газоснабжение – 8 (47149) 2-13-36
  • Электроснабжения – 8 (4712) 31-99-54

 

Пожарно-спасательная часть № 21
Адрес: Беловский район, слобода Белая, Советская площадь, 51
тел. 8 (47149) 2-11-01; 2-14-45

 

Отделение МВД России по Беловскому району
Адрес: Беловский район, сл. Белая, Советская пл., д.2
тел. 8 (47149) 2-12-02

 

ОБУЗ «Беловская ЦРБ»
Адрес: Беловский район, сл. Белая, ул. Журавского, д.100
Режим работы: понедельник-пятница с 8.30 до 15.30, суббота: с 8.30 до 14.00
тел. 8 (47149) 2-13-89; 2-15-32

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

СЛОБОДА БЕЛАЯ

Старожилы слободы Белой рассказывают о том, что в 1787 году во время путешествия по югу России императрица Екатерина II проезжала через Белую. Было начало лета, и все хаты были чисто выбелены к Троице. Императрица, обратившись к своей свите, сказала: «Какое белое село!». Так, говорят, слобода Белая получила свое название.

 

ОТРЕПЬЕВКА

Жители села Марьино, что в Беловском районе, наверное, не помнят, как первоначально называлось их село. Отрепьевка! Незвучное и даже оскорбительное название. Хотя, надо признать, оно точно выражало характер поселенцев. В XVIII веке сюда ссылали неугодных власти «разбойных» людей. Их считали отбросами общества, «отрепьем». Отсюда и название поселения.
И действительно, первые поселенцы были гордыми, независимыми, а порой даже дерзкими людьми. И всегда отрепьевцы славились неуступчивым, непокорным, задиристым характером. Они и в колхоз-то объединились последними в районе. Но работать умели и любили. У них, в отличие от соседних сёл Мокрушина и Мальцевки, голода не было ни в тридцатые годы, ни после войны. Хозяйство было крепким, отрепьевцы всегда получали высокие урожаи зерновых и других культур. Но уполномоченных из райцентра не жаловали. Из очередной командировки те могли возвратиться без шапки, без брички, до крови избитыми.
А село в прошлом веке уже Марьиным называлось. Это, говорят, последний в селе отрепьевский помещик в честь своей красавицы жены село переименовал. И название прижилось.

 

ПЕТРОВЫ БУДЫ

Раньше Курский край считался окраиной России. Сюда ссылались на поселение разного рода преступники. Так, в Курск были сосланы бунтовавшие стрельцы. Местом ссылки преступников был определен город Льгов.
Стрельцов вели через нашу местность. В дороге их застал указ о помиловании, изданный Петром I. Освобожденные стрельцы остались на этом месте и образовали поселение, которое назвали Петрова Буда. «Петрова» – в честь Петра I, а «буда» на украинском языке означает «огораживание».

 

ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

Жили в селе Синдеевке помещики Сергеевы. Место, где они проживали, до сих пор называется «Барыней», то ли оттого, что здесь растет много боярышника (называемого в народе барыней), то ли имели в виду жену барина. Имели Сергеевы дом с балконом, большое хозяйство, работников. Николай Сергеевич долго болел и вскоре умер. Хозяйкой имения стала «Сергееха», так ее звали в народе. Она была немка, но хорошо говорила по-русски. Детей ее воспитывала гувернантка, она была и поварихой и горничной у барыни.
Хозяйство барыня вела исправно, крепостных не обижала, но и спуску им не давала. Летом барыня жила в усадьбе, на зиму уезжала в Германию. В жаркие летние дни барыня с детьми ездила купаться на речку Бобравку. Красоты барыня была необыкновенной, и дочь унаследовала красоту матери. В дочку влюбился парень из крепостных. Мать была против этого брака, а дочь и слышать не хотела о браке с другим. Но вскоре дочь умерла; при каких обстоятельствах это было, уже никто не помнит. Юноша тоже долго не прожил – умер от тоски по любимой. Сын барыни уехал за границу, и после смерти барыни в усадьбе никто не жил.
Да и как там можно было жить, если каждый вечер на углу усадьбы появлялся огромный белый столбе Верхушкой своей он упирался в небо. Внутри этого столба появлялся силуэт женщины, в длинном платье, с развевающимися русыми волосами. Левую руку женщина прижимала к сердцу, а правой показывала в сторону могил.
Обе могилы, матери и дочери, были окутаны светом. Лицо женщины выражало страдание. Некоторые говорили, что это была рано ушедшая дочь, другие – страдающая мать, которая молила о прощении. Местное население боялось посещать это место.
У одной женщины заболел как-то ребенок. Он постепенно угасал. И матери посоветовали сходить с малышом в усадьбу барыни. Ходили слухи, что в свою бытность барыня занималась лечением. Опустив ребенка, женщина стала на колени и закрыла глаза, прося о помощи. Очнулась она от прикосновения. Перед ней стояла женщина в белом, рука ее лежала на голове малыша. Женщина улыбнулась и исчезла. Мать в страхе не знала, что делать, но, увидев мирно спящего ребенка, обрадовалась и побежала в деревню сообщить о чуде.
С тех пор женщины приносили сюда больных младенцев. В знак благодарности они оставляли на ветках боярышника детскую одежду – кто распашонку, кто чепчик.
Женщину в белом встречали не только ночью, но и днем, когда приходили в сад за яблоками. Мелькнет белое, и яблоки, висевшие высоко, упадут к ногам собиравших их. Страх сковывал людей, хотя женщина в белом никому не приносила вреда.
Никто не может объяснить причину этого явления. И даже сейчас, когда прошло целое столетие, люди обходят это место стороной. «Кажется, что кто-то смотрит на тебя, стоит у тебя за спиной, – рассказывают со страхом жители села. – С больными детьми уже никто не приходит сюда, но тряпицы и ленточки на дерево вешают».

 

КЛАДОИСКАТЕЛЬ ИОНА

Самой оригинальной фигурой среди гочевских кладоискателей в начале прошлого века был некий Иона Никитич Есипов, проживавший в селе Филатово Обоянского района. Потеряв в детстве зрение, он вынужден был жить на подаяния сострадательных земляков. Это положение тяготило его. И Есипов мечтал отыскать клад. Он часто приходил к курганам у села Гочево и ощупью раскапывал землю, надеясь найти что-нибудь.
Свои странные занятия он объяснял тем, что у него бывают видения: часто, особенно в праздничные дни, он слышал человеческие голоса, которые просили освобождения. Иона рассказывал, что ему долго не давало покоя одно приведение. По его просьбе Есипов должен был раскопать и освободить каких-то пленников. За это ему обещали скрытые в горе сокровища.
В течение семи лет Есипов работал зимой и летом и вырыл внутри оборонительного вала Гочевского городища пещеру в двенадцать метров длинной. Но наградой ему была лишь сложенная из камней печка, забитая костями рыб и птиц.

 

ЗАТОНУВШИЙ КОРАБЛЬ

Говорят, что в давние времена река Псел была судоходной и по ней ходили корабли. Один из них, груженный золотом, потерпел крушение и затонул в месте впадения реки Ирлек в Псел (неподалеку от современного села Песчаное). Река в этом месте была глубокой, и золото достать не смогли. Не найти его и сейчас – река обмелела, заилилась, изменилось и само ее русло. Но известны случаи, когда жители села Песчаное находили золотые, серебряные и бронзовые монеты на берегу.

 

ПОИСКИ ПОДЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ

На возвышенности возле села Гочево, известной под названием «Царский дворец», в 1920-х годах некий старик Иона начал копать по центру яму, доказывая, что он слышит из-под земли звон колокола.
Когда Иона углубился более чем на два метра, он больше наверх не выходил, еду ему приносили родственники, а он все копал, утверждая, что вот-вот докопается до храма. Говорят, что старик докопался до какой-то железной двери, открыл ее и ушел в подземелье. Больше его никто не видел. А когда через неделю прошел дождь, яму, что копал Иона, залило водой.
В деревне разное говорили: что Иона сам себе выкопал могилу, что зря пропал человек. А может, он все-таки нашел то, что искал?