25 сентября в режиме видеоконференции с советами муниципальных образований, Общероссийский Конгресс муниципальных образований провел заседание Комитета и Палаты Конгресса.

Участвовали более четырехсот человек из восьмидесяти одного региона России. В заседаниях приняли участие Исполнительный директор Совета Браткеев В.М. и первый заместитель директора Басарев Н.М.

Заседание Комитета провели депутаты Госдумы Президент Конгресса Виктор Кидяев и председатель Комитета Конгресса Дмитрий Вяткин. Перед собравшимися также выступили федеральные эксперты, руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, доктор юридических наук Игорь Бабичев.

Обсуждался проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 85 и 86 Бюджетного кодекса РФ» (в части начисления пенсий за выслугу лет служащим органов региональной власти и органов местного самоуправления), который был представлен вниманию членов Комитета по законодательству, правовым вопросам и муниципальному строительству Общероссийского Конгресса муниципальных образований.

Проблема правовой неурегулированности вопроса о начислении муниципальных пенсий была обозначена советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Комитет Конгресса, а также Ассоциация сибирских и дальневосточных городов провели исследование и выявили высокую потребность решения проблемы на федеральном уровне. В частности, по стране распространена практика отмены муниципальных пенсий за выслугу лет в связи с дотационностью местных бюджетов. Инициаторами отмены выступают прокуроры. Однако суды в одних случаях поддерживают позицию прокуратуры, а в других – отклоняют. По единодушному мнению членов Комитета, ситуация снижает престиж муниципальной службы и создает условия для манипуляций общественным мнением.
Для решения проблемы предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым органы региональной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют условия предоставления и размеры пенсии за выслугу лет своим служащим. Расходные обязательства регионов и муниципалитетов должны устанавливаться с соблюдением принципов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассмотренные предложения поступили в Конгресс из Омской области. Совет муниципальных образований Смоленской области также рекомендует внести соответствующие изменения и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопрос, как указал Дмитрий Вяткин, взят на контроль Комитетом Конгресса. В двухнедельный срок предлагается собрать отзывы на предлагаемые инициативы с тем, чтобы передать материалы в Государственную Думу.

 

Муниципальный Контроль

Эксперты в области местного самоуправления со всей страны подключатся к работе над проектом нового федерального закона «О муниципальном контроле в Российской Федерации», сообщил Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, депутат Государственной Думы Виктор Кидяев.

Разработкой проекта занималось Минэкономразвития России. Документ был представлен экспертам Комитета по законодательству, правовым вопросам и муниципальному строительству Общероссийского конгресса муниципальных образований. Депутаты Госдумы Виктор Кидяев и Дмитрий Вяткин в режиме видеоконференции попросили муниципальных юристов и специалистов смежных отраслей изучить документ, дать ему оценку, внести свои предложения.

«Необходимость такого закона давно назрела. Объем муниципальной ответственности и полномочия в сфере контроля год от года растут. Но на практике постоянно возникает вопрос о границах этих полномочий. Контрольные функции муниципалитетов рассыпаны по многим федеральным законам, на местах постоянно приходится выявлять новые нормы, отслеживать изменения в законодательстве и инструктировать коллег, корректировать работу», — рассказал Виктор Кидяев.

При этом он отметил, что не во всех местных администрациях даже есть штатные юристы. Поэтому далеко не все муниципальные образования могут сегодня обеспечить работу контрольных комиссий, как того требует законодательство. Вплотную к теме контроля примыкает тема пресечения правонарушений и отсутствия у местных властей полномочий, чтобы привлекать нарушителей к ответственности. Фиксировать нарушения без возможности влиять на ситуацию — это непонятно, тяжело и бессмысленно.

«Особенно тяжело и непонятно, когда дело касается правонарушений в вопросах местного значения. Например, благоустройства. Когда граждане паркуют свои автомобили на газонах или детских площадках, а органы местного самоуправления ничего не могут с этим поделать. Некоторые регионы, такие как Самарская область или Удмуртия, предусмотрели наказание в своих административных кодексах, однако эти нормы опротестованы прокуратурой», — пояснил Президент Конгресса.

Решить проблему организации и осуществления муниципального контроля предлагается в рамках отдельного федерального закона. Одна из основных проблем, которую видят специалисты, заключается в соблюдении баланса: чтобы обязанности муниципалитетов по контролю совпадали с реальными полномочиями, но при этом – не выходили за разумные пределы, не получали коррупциогенной силы, не становились средством недопустимого воздействия на граждан или бизнес.

 

 

Интерактивная Карта МСУ в РФ
Также прошло обсуждение реализации проектов, утвержденных Общим Собранием Конгресса 20 апреля 2017 года в рамках Концепции развития Конгресса.

Дискуссию провел и выступил с основным докладом Президент Конгресса, депутат Государственной Думы ФС РФ Виктор Кидяев. Он представил проекты по развитию информационной политики Конгресса, созданию при Конгрессе «Ресурсного центра поддержки советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и проведению Всероссийского муниципального форума. Основное внимание Президент Конгресса уделил развитию «флагманского» проекта Конгресса — «Интерактивная карта местного самоуправления 1.0».

Согласно концепции, работа над Интерактивной картой ведется в рамках ежегодной деятельности Конгресса по подготовке и представлению Доклада Правительству о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. Основной аудиторией Доклада Конгресса и Интерактивной карты станут Администрация Президента, Аппарат Правительства, Минюст, Минфин, Минэкономразвития и другие органы федеральной власти.

«Это творческая и инновационная работа, нацеленная на социальное и экономическое развитие всей Российской Федерации. На такой высокий экспертный и политический уровень Конгресс выходит впервые за всю свою историю, — отметил Виктор Кидяев, обращаясь к представителям советов муниципальных образований.

25.09